Источники и причалы  


За кулисами «Детей серого ветра» - 17

Дизайнер. Обложка первой книги

Меня зовут Михаил Быковский, aka Bear_Micky. С 1994-го занимаюсь вёрсткой и дизайном полиграфической продукции (реклама, газеты, журналы, книги, листовки, буклеты, брендбуки и подобное). Чтобы иметь представление о моих работах, можно, например, посмотреть в ФБ более 300 афиш для мероприятий библиотеки имени Волошина (Москва). Ещё из заметного, в 2016-м к 80-летию Романа Виктюка делал буклет Театра Виктюка, а каталог старейшей в России музейной египетской экспозиции в Воронежском музее имени Крамского (2015), который тоже я делал, ушёл по обмену в Британскую библиотеку.

Моё знакомство с романом «Дети серого ветра»

Имею удовольствие быть знакомым с некоторыми участниками этого проекта (назову «проект»), так и узнал, что текст существует. Читал на «самиздат»е, где публиковались законченные варианты, следил за новостями в соответствующем сообществе ВК.

И те, с кем я был знаком, знали, чем я занимаюсь по работе. Не уверен, что я был единственным с подобными навыками среди их круга, но с вопросом обратились ко мне — не соглашусь ли помочь с иллюстрацией для обложки, и если да, то на каких условиях.

Денежный вопрос поднимался сразу — с кем общался я, прекрасно отдают себе отчёт, что любая работа имеет стоимость. А для меня это был вариант работы, когда оплата и стоимость могут выражаться не только в денежном эквиваленте. Да, «я не богат, но на два билета в оперу у меня хватит», поэтому я могу себе позволить что-то делать «просто так». Например, потому что «это правильно». Иногда такого внутреннего понимания мне бывает достаточно, поэтому я предложил выполнить работу бесплатно. Готовой иллюстрации, искреннего «спасибо» и удовольствия от того, что поучаствовал в издании этой замечательной книги на бумаге для меня хватало. С двумя остальными обложками было так же. И с переделкой первой. И с картой. И с вёрсткой :)

Ситуация вокруг истории создания

Историю эту узнал не сразу. Но узнал, когда она ещё была в процессе. Повлияло или нет на желание помочь, не задумывался, пока не спросили :) Как вы сейчас знаете, реальному автору нужно было _это_ закончить. Чтобы раз и навсегда. Печатное издание было одним из моментов, которые желательно было закрыть. Помочь в этом было в моих силах и возможностях. А сделав со своей стороны всё аккуратно и профессионально, я мог свести к минимуму вероятность сбоев там, где я взялся помочь. На мою работу история текста не повлияла точно — я делал кусок своей работы, и какая разница, что там было у текста за кадром, я работал с текстом, а не с историей его создания. На желание помочь, получается, тоже не повлияло. Но «изменились акценты» – теперь я хотел помочь эту историю завершить.

Начало и порядок работы

С иллюстрации для первой обложки работа и началась. Первое общение было параллельно с «исполнительницей» и «заказчицей». С «заказчицей» обсуждались организационные и правовые моменты (где можно взять нужную для работы фотографию, чтобы юридически всё было чисто), какие есть технические требования к готовой иллюстрации на сайте. С «исполнительницей» обсуждалась идея самой иллюстрации, необходимые детали для соответствия тексту. Схема работы была одной из традиционных: техзадание, эскиз на согласование, получение и внесение правок, новое согласование и так раз за разом до утверждения финального варианта. На тот момент никаких претензий у меня не было ни к кому.

Фактически, про первые две обложки речь заходила сразу — первая была закончена 22 июля 2018-го года, эскиз второй был готов 1-го августа. И «заказчица» участвовала, пусть и формально, в создании второй обложки тоже.
дизайнер


Обложка первой редакции первой книги тома (издавалась на Ридеро)

Для всех иллюстраций мне приносили и уже готовые идеи, и нужные материалы, моя задача — получить из всего присланного результат. Это нормальна и правильная практика: автор идеи подбирает необходимое, исполнитель с этим работает. Для первой иллюстрации был нужен вид ЛАЭС. Над станцией должен быть изображён «пузырь». Первые образцы фотографий мне присылала «заказчица», ей же я объяснял какие-то технические детали, способные облегчить ей поиск нужной фотографии, ибо первые варианты использовать было нельзя по разным причинам. Снимок, который устраивал всех участников, предъявила мне тоже она. Снимок нашёлся у «Росэнергоатом»а в их фотобанке для журналистов. Во избежание недоразумений, «заказчица» — по её словам — общалась с «Росэнергоатом»ом по поводу использования этого снимка. Вот текст письма, которое я получил от неё:

«Я списалась с Росатомом, они разрешают использовать фотографии своего фотобанка при условии указания ссылки на них. Ну и если их не порочить. Вот фотобанк – <ссылка>. Вот правила – <ссылка>. Я к письму прицепляю ту картинку, ради которой я к ним и пошла. Разрешили!»

…кроме этого письма «заказчицы» (2018), я не знаю более никаких подробностей её общения с владельцами снимка, я не знаю, уточняла ли она содержание книги, я не знаю, какое название книги она приводила и приводила ли вообще. Почему оговариваю это особо. Потому что после всей эпопеи с текстом — на всякий случай, мало ли что и для гарантии — в 2020-м году снова обратились к правообладателю снимка с тем же вопросом, можно ли использовать в работе их кадр. Ответом был категорический отказ. Таковы факты.

А теперь озвучу свои предположения. НАЗВАНИЕ первой книги в 2018-м я не знал. Мне это было и не нужно — я делал только иллюстрацию, название книги на обложке делалось в программе на сайте «Ридеро», и я никакого отношения к этому не имел. Поэтому все эскизы обложки я делал с названием «Дети серого ветра». На превью с одним из эскизов иллюстрации, которое на сайте «Ридеро» сделала и прислала мне «заказчица», тоже набрано название «Дети серого ветра» (письмо с этим эскизом у меня сохранено). А вот в финальном варианте обложки для «Ридеро» (которое попадается в интернете) стоит уже название «Купол над бедой». И в 2020-м году правообладателю снимка предъявлялась на согласование обложка с этим названием. Могу предположить, что увидев свою фотографию вместе с названием, «Росэнергоатом» мог посчитать такое использование снимка порочащим их репутацию. Ну, в самом деле, на иллюстрации их объект, над объектом «купол», и что же в этом случае можно принять за ту самую «беду» из названия?.. Повторюсь, это именно предположение, не больше.

Теперь оставляем мои предположения в покое и возвращаемся к фактам. Поскольку был получен запрет на использование снимка, иллюстрацию для первой книги пришлось переделывать полностью. Нужно было найти другой снимок, и поиском этим уже занимался я — нужен был аналог запрещённой к использованию фотографии. Новая фотография таки была найдена, предъявлена для ознакомления «исполнительнице» и после одобрения куплена мной на фотостоке. В этом случае необходимости согласовывать обложку с кем-то ещё уже не было.

(c) Михаил Быковский
ы


≪≪≪ ИСТОЧНИКИ И ПРИЧАЛЫ