Источники и причалы  


За кулисами «Детей серого ветра» - 1

Перед вами история превращения «интересных глав» в полноценную книгу, изданную своими силами на бумаге. Полагаю, это будет любопытно многим, а кому-то поможет определиться в собственной прошедшей или продолжающейся ситуации. Потому что это не уникальная сама по себе история. Она, возможна, уникальна в том, что доведена до приемлемого варианта финала. Но в остальном — увы, но не такая уж и редкость.

История литературы от собственно литературы отличается множеством зачастую неприглядных мелочей — мы все это знаем слишком хорошо. В отношении «Детей серого ветра» у меня нет претензий к непосредственной «исполнительнице заказа на текст» (это её формулировка — и она не случайно не называет себя «автором романа»). В первую очередь нет претензий, которые сделали бы невозможным читать книгу или рекомендовать её другим. Я знаю это, потому что присоединилась к проекту, когда книга была даже не на половине. Также мне хорошо известна роль «заказчицы текста» (которая, кажется, до сих пор называет себя «соавтором»).

Создание книги — даже не касаясь типографских вопросов — это не только буквы, слова и предложения. Нужны консультанты, редакторы, корректоры, а зачастую и картографы. Нужно следить за таймингом, особенно когда у вас тридцать глав, каждая из которых тянет на приличную повесть. И каждая связана с предыдущей и последующей общим сюжетом, персонажами и хронологией. Поэтому то обстоятельство, что заказчица в принципе не умела создавать художественный текст или продумывать персонажей и ситуации (так, чтоб их можно было использовать, а не всерьёз переделывать), это не беда. Работы более чем достаточно — даже координационные вопросы можно решать.

Вот только заказчицей текста оказалась персона, у которой расхождение между представлениями о себе и своих способностях и реальным положением дел было настолько зияющим, что в это было очень непросто поверить. Буквально. «Этого не может быть, потому что этого просто не может быть!» — реакция, которая была, наверное, у каждого из нас. Особенно когда это касается человека более-менее знакомого. А если вы общаетесь давно?

В поисках объяснений произошедшему я пришла к этой трактовке. Да, какое-то время мне было неприятно поверить в то, что я вижу, и я предпочла натянуть на ситуацию привычное мне объяснение, в результате чего стала участницей невесёлых отношений. Но за сделанное надо отвечать, а не убегать с криком «меня жестоко обманули», особенно когда в ситуации остаются люди, отношения с которыми для меня важны и ценны. И рассказать о том, что было, тоже входит в работу над последствиями.

Это странная и местам страшная литературная история — в принципе, просто жизненная история, от которой вряд ли возможно получить стопроцентную гарантию. Но есть разные способы выжить.

(c) Russell D. Jones


  ИСТОЧНИКИ И ПРИЧАЛЫ