≪ СПИСОК БИОГРАФИЙ Sato Dai НА ГЛАВНУЮ ≫
аниме-сценарист

САТО ДАЙ

1969 г.
Представитель «поколения отаку», чья карьера совпала с не самыми лёгкими временами в аниме индустрии, автор, который отвечает за сюжеты «Ковбоя Бибопа», «Самурая Чамплу» и «Эврики», едва ли не самых музыкальных сериалов – Сато Дай стал «лучшим сценаристом» 2006 года, но почему-то кажется, что это только начало: уж слишком сильно он хотел стать тем, кем стал.

Началось всё в детстве – когда родители купили ему компьютер. Как он вспоминает, набранный текст на экране монитора был похож на страницу книги, и тогда он подумал, что сам смог бы чего-нибудь сочинить.

И Сато Дай начал писать. В основном фанфики к «Гандаму». А друзья рисовали к его историям иллюстрации. Потом они компоновали все вместе на одном листе и фотокопировали. Впоследствии, через много лет, один из тех мальчишек работал над сценарием к первой игре по «Покемонам».

Впрочем, у Дая было чему и где учиться: его отец выполнял эскизы к декорациям для телесериалов. По всему дому валялись сценарии с ТВ-шоу и драмам – и Дай читал их тайком, пока отец не видел.

После окончания школы он поступил в училище (типа ПТУ), чтобы овладеть азами профессии ТВ-сценариста. Это было не самое лучшее учебное заведение, но там читал лекции кое-кто из знаменитых в индустрии людей. И вот однажды, в конце одной такой встречи, когда студенты начали задавать вопросы, Сато Дай сказал приглашённому лектору, что хотел бы поработать в его компании. И послал им сценарии – штук 200. Через неделю они позвонили и предложили ему испытательный срок: 3 месяца, без всякой оплаты... Но вообще-то они расплачивались остатками призов от викторин и розыгрышей в игровых шоу.

А те 200 сценариев? Они их даже не читали. Просто решили, что это забавно, что один паренёк прислал так много.

После училища он поступил в Университет Искусств Мусасино (Musashino Art University) в Токио, где обучался моделированию на отделении дизайна. По окончании университета получил диплом графического дизайнера и начал свою карьеру сразу в нескольких крупных токийских анимационных студия и телестанциях – правда, сначала в качестве курьера. Потом была традиционная «практика» в качестве раскадровщика. Параллельно он занимался организацией интерактивных клубных шоу, и близкое знакомство с современными музыкальными стилями и направлениями заметно сказалось на его последующих проектах.

Как сценарист Сато Дай дебютировал в «Вечной семейке» Studio 4°C, и общение с Моримото Кодзи многое дало ему. А следующим уровнем был «Ковбой Бибоп».

Именно благодаря сценарию «Ковбоя Бибопа», который произвёл впечатление на режиссёра Камияму Кэндзи, Сато Дай был приглашён для работы над научно-фантастическим ТВ-сериалом «Призрак в доспехах: Синдром одиночки», который считается его первым значительным прорывом.

B уже в 2005 он был назначен главным сценаристом в проекте «Эврика 7: Псалмы Планет», за который был награждён на Международном Аниме Фестивале в Токио.

Рассказывая об «Эврике», он говорит, что хотя этот сериал предназначен для детей, взрослые, «читая между строк», могут найти для себя много интересного. В этом произведении были воплощены разнообразные музыкальные направления, и фактически каждое поколение может найти там что-то своё: «Лето любви» и рэйв-культуру, хаус и техно, имена из групп типа Beastie Boys и Guns N’ Roses, хип-хоп и рок. Как пошутил сценарист в интервью 2005 года: «Хотя сериал будет идти в 7:00 утра, т.е. в детское время, те, кто провёл в клубах всю ночь, успеют как раз к началу».

При подготовке к «Эврике» Сато Дай старался получше изучить серф-культуру, общался со многими серферами, и они подарили ему идею защиты окружающей среды, поскольку среди сёрферов это очень модно. Сценарист решил, что в этой идее нуждаются многие, особенно дети в Японии. Он не хотел бы быть назидательным или нравоучительным, просто эта идея показалась ему удачной. Но не более того.

«Миядзаки Хаяо и Такахата Исао – они выросли во времена студенческих волнений. Даже став взрослыми, они были вовлечены в политические и коммунистические движения, поэтому у них довольно идеалистические представления. Осии Мамору, хотя и не принадлежал к их поколению, был заражён их идеями. Моё поколение… Мы не принимаем всерьёз все эти «послания обществу», не пытаемся объяснить, что хорошо, а что плохо. Мы можем вложить какие-нибудь социальные или политические идеи в свои работы, но это не становится главным», – так ответил он на замечание о том, что аниме утратило критический настрой, и уже не то, что в 70-е годы.

Но времена в самом деле другие, и Сао Дай не только не замечает происходящие изменения, но даже приветствует их и готов в них участвовать.

«Аниме перестаёт быть только японским, с развитием и распространением технологий в других странах тихоокеанского региона начнут создавать такое же аниме», – эта ситуация не кажется Сато Даю катастрофической: японская аниме-индустрия сама виновна в потере позиций.

Одна из главных причин упадка в том, сценаристы, режиссёры и другие члены творческой команды не получают никаких дополнительных доходов, вне зависимости от того, стало аниме популярным или нет. Им платят только на создание. Им не принадлежат права на фильмы и сериалы. У них нет возможности на что-нибудь влиять.

Именно с этой целью в 1993 году Сато Дай основал независимую звукозаписывающую студию Frogman Records со штаб-квартирой в Токио, а в 1996 вместе со своим давним другом Кэнго Ватанабэ (продюсером, издателем, переводчиком) и Линн Робсон (продюсером, преподавателем, деятелем культуры) встал во главе техно-аниме-модо-игровой консультационной группы FROGNATION.

FROGNATION приняла непосредственное участие в создании «Эврики», не только в сценарии, но и в записи саундтрека, и хотя компания не имеет никаких прав на сериал, это стало достойной проверкой. Теперь в планах Сато Дай начать работу над проектом, который будет принадлежать самим креаторам.

Он довольно пессимистично смотрит на перспективы распространения аниме во всём мире и считает, что, несмотря на подъём, популярность вряд ли продержится достаточно долго, потому что аниме по-прежнему остаётся искусством для избранных, для узкого круга.

Есть и другие барьеры для перевода и восприятия: если, например, «Самурай Чамплу» изначально был рассчитан на американскую аудиторию и отсылки к американским реалиям были заложены в самом сериале, то «Призрак» основан на японской истории и понять его будет сложнее.

Но как она сам признаётся, надежда всё на тех же отаку: «Аниме Миядзаки – не для отаку. Первыми произведениями для отаку стал «Евангелион», сделанный самими отаку. Стиль отаку сместил акценты в облике персонажей. В центре внимания оказались кавайные девочки. Сюжет стал практически неважным. Тем не менее, японским отаку понадобилось больше 10 лет, чтобы перейти от потребителей к роли производителей и создателей. Иностранные отаку пока что остаются на уровне потребителей, но вполне возможно, что в ближайшее время она сами начнут создавать что-то и влиять на креатов в Японии, т.е. не только брать, но и давать».

После успеха «Эврики» Сато Дай много и продуктивно работает, в основном в жанре фантастики: в 2006 году увидел свет спорный и неоднозначный «Эрго Прокси», а также ОВА-сериал «Проект Свобода», в 2007 планируется выход ТВ «Достичь Терры».

Будучи опытным журналистом и экспертом, Сато Дай ведёт несколько еженедельных колонок во многих крупных игровых и культурных журналах Токио, не оставляя FROGNATION и своё желание повлиять на развитие своего любимого аниме.

Меньше кавая, больше фантастики + лихо закрученный сюжет – не самая худшая перспектива.

Сценарист в анимации:

© Russell D. Jones специально для сайта World Art
При копировании текста имя автора и активная ссылка на www.world-art.ru обязательны
WorldArt.ru
≪ СПИСОК БИОГРАФИЙ ГОСТЕВАЯ