≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ Stander НА ГЛАВНУЮ ≫
южноафриканский оборотень в погонах и без

«СТЭНДЕР»

2003
Режиссёр: Бронуэн Хьюз
В ролях: Томас Джейн, Декстер Флетчер, Дебора Кара Ангер
(Я наткнулся на этот фильм совершенно случайно, и честно говоря, я вообще не должен был его увидеть. Ну, потому что о нём нигде не говорили, он не был в прокате, на него нет отзывов… Но я «охотился» – собирал, по своему обыкновению, фильмы определённого человека. На этот раз: Томаса Джейна. И не из-за «Тьмы» или «The Last Time I Committed Suicide», а из-за того, что он делал в «Хрониках мутантов» на том скудном материале, который ему дали. С Френком Дарабонтом кто угодно сыграет и Нил Кэсседи – приятная роль, но когда зелёные экраны и сурьёзный постапокалиптический трэш…)

Итак, «Стэндер». Описания – что на ОЗОНе, что на коробке – имеют смутное отношение к фильму. Но так как у меня не было ничего, кроме этих долбанных описаний и любопытства, я решил рискнуть, тем более фильм за 99 рублей, да ещё с родной дорожкой и субтитрами: хотя бы акценты послушаю. В результате смотрел не отрываясь.

«Шкура», то бишь внешний слой у этой истории здорово напоминает «Обыкновенного преступника» с Кевином Спейси: ловкая банда, наглость и вызов, умный лидер и определённый кодекс чести, то есть без отморозков и тупого мочилова. Смерть в этом фильме остаётся значимым событием, что само по себе отличает «Стэндера» от других родственников по жанру.

Время действия – 70-е, место – ЮАР (до того, как оттуда выгнали белых). Это уже интереснее: мобильных телефонов нет, зато на экране ещё можно курить без утайки, да и атмосфера иная: «до 11-го сентября». Кроме того, «фильм снят по реальным событиям», а значит, кроме самой истории можно ожидать её осмысления и каких-то выводов на основе жизни Андрэ Стэндера, вначале блестящего, как принято говорить, офицера полиции, а потом не менее заметного грабителя, который в итоге стал легендарной фигурой в ЮАР.

(Это оборотничество – «маска» сюжета, внутренний слой о других переменах. Между тем в фильме вообще нет «внутренней речи героев», и мотивы поступков проясняются только если следить за репликами, движениями, последовательностью действий. И это очень важный момент, потому что от понимания того, «зачем он так поступил», зависит восприятие всей картины. Отсутствие исповеди главного героя оставляет простор для трактовки, и при этом усиливает достоверность, приближает к тому, что происходит ан экране. В конце концов, в реальной жизни мы вынуждены угадывать мотивы, а порой и сами задним числом догадываемся о своих собственных).

Андрэ Стэндер и вправду блестящий – и внутри, и снаружи. Слишком хороший для того, кем он был. И как часто бывает с хорошими людьми, родившимися не в том месте и не в то время, однажды у него «открываются глаза». И тут начинается самое интересное, потому что, несмотря на всю криминальную начинку, драйв и цирк с переодеваниями, это фильм не о том, как человек становится преступником, а о том, как он пытается стать честным по отношению к себе и как пытается взглянуть на мир с новой точки зрения. А потом выбирает новую роль, потому старые уже не годятся.

Сам-то он не поменялся: остался умником и хитрецом, только начал использовать свои способности и опыт не для защиты закона, а для нарушений. Он угрожает пистолетом, но не стреляет. Он планирует на несколько шагов вперёд. И он продолжает любить тех, кого любил в «прошлой жизни».

У «Стэндера» продуманное построение сюжета: сначала кажется, что много лишнего, что сцены медового месяца и общения с отцом ничего не дают, а вот само «превращение» дано походя, без заламывания рук и занудных монологов. Однако в этом суть: человек не стал кем-то другим, не превратился в чудовище и даже не сошёл с ума. Он всего лишь осознал, что жил в мире двумыслия, что боролся с преступниками – и при этом терпел преступников рядом с собой, что должен был защищать людей – и был обязан их убивать.

Политическая ситуация в ЮАР стала поводом, толчком. При этом политика остаётся фоном. Никаких игр в «сделать мир лучше». Тут скорее инровертное «как сделать лучше себя». И тот сакраментальный вопрос, который главный герой задал в суде, напрямую касается сделанных им выводов.

Не помню где, кажется, у Честертона, рассказывается, что однажды Франциск Ассизский встал на голову и увидел, что его родной город, казалось бы, крепко стоящий на земле, на самом деле подвешен над небесной пропастью и держится только на божьей воле.
Здесь что-то в этом роде: Стэндер меняет точку зрения – и привычный мир рассыпается. Но человек-то тот же самый!..

Беда в том, что обратное примирение невозможно. Закрыть глаза и «вернуться» нельзя. Поздно. Поэтому такой финал – весьма и весьма логичный. Старые роли уже не годились, новые были лишь маской. И однажды человек осознаёт, что ему нет места на этом «празднике». Нет причины вставать в новую колею, зато есть ощущение несправедливости, и надо что-то с этим делать.

Кстати, в «Стэндере» хорошо показана Африка. Разная Африка. Не такая как в «Преданном садовнике», поскольку ЮАР, а не Кения, но с тем же подходом: цивилизованные город, окружённый трущобами. И разница между белыми и чёрными, которая будет всегда – не перейти эту черту и не стереть. Всё, что можно, это изменить своё отношение к этой черте.

Но все мои заумные выводы не отменяют того факта, что «Стэндер» остаётся отличной криминальной драмой с переодеваниями, интеллектуальной дуэлью грабителя и копа и с хорошей игрой актёров. Несколько раз буквально дух захватывало. Кроме Джейна из знакомых лиц есть только Декстер Флетчер: «Мыло» из «Карт, денег и двух стволов» и Дебора Кара Ангер (безумная «старуха-мать» в «Сайлент-Хилле»). А ещё много разных акцентов и, кстати, не совсем точные субтитры, надо слушать – половина острот просто пропущена нашими толмачами, но при знании языка можно оценить.

Самое главное это, конечно, сюжет, который не разжёвывает и не объясняет, но позволяет понять, почему всё так сложилось… Почему некоторые поступки невозможно забыть и оставить за спиной. И почему об этом человеке сняли фильм.

25 декабря 2008 года
© Russell D. Jones
При копировании имя автора и активная ссылка на статью обязательны
≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ ГОСТЕВАЯ