≪ СПИСОК СТАТЕЙ The Day the Earth Stood Still НА ГЛАВНУЮ ≫
то, что кино может сделать, и чего оно сделать не в состоянии

«ДЕНЬ, КОГДА ЗЕМЛЯ ЗАМЕРЛА»

2008
Римейк одноимённого фильма 1951 года
Режиссёр: Скотт Дерриксон
В ролях: Киану Ривз, Дженнифер Коннелли, Кэти Бейтс, Джейден Смит
Если оценивать этот фильм только как зрелище (т.е. стоит ли идти), то он содержит все необходимые ингредиенты: тут тебе и спецэффекты, и актёрская игра, и динамика, и нормальный сюжет.
Ривз играет тормоза: пришелец в незнакомом теле (мда, а Кеану-то уже нигде не Нео, годы, блин, и шрамы, но зато научился «играть каменным лицом»: выражение глаз, мимика и т.п.). Коннели играет наполовину учёного, наполовину мать, вторая половина перевешивает. Смитёныш играет трудного подростка, подросток нормальный, они действительно такие, что их порой хочется прибить (причём это ещё не самый худший вариант «мальчика с психотравмой»).

С сюжетом, впрочем, не так всё просто.
Если бы речь шла о том, что Землю и человечество спасают от неведомой напасти («Армагеддон» и т.д.), то всё было бы понятно: герои геройствуют, враги побеждаются, финал, победа, ура.
Но поскольку здесь враг – человечество, и оно же – жертва, получается сложное драматическое противоречие, которое фильм не решает и решить не может в принципе. Потому что проблему «как нам измениться и стать лучше» никакой кинематограф или литература, да и вообще искусство решить не в состоянии.

Это очень важный момент, который почему-то не любят учитывать, и потому обвиняют создателей «Дня» в профессиональной слабости. Мол, недотянули. Не объяснили. Не дали ответа на «как?»
Помилуйте, дорогие мои, вопросами спасения занимается религия. Вера в то, что необходимо измениться, фанатизм, который – единственный – способен излечить от грехов, мешающих спасению, ужас перед Армагедонном, очищающий до ангельского блеска – это в другую дверь, пожалуйста. И не надо морщиться.

Мудрые лауреаты Нобелевских премий, давно осознавшие смысл бытия и вообще, по идее, уже спасшиеся, ни в какой вере не нуждаются.
Вера для большинства. Потому что большинство своими силами никогда ни до чего не додумается: пока всё хорошо – всё хорошо, наступает трындец – плачем и умоляем простить.
Нужно как следует вдарить по башке… ну, или остановить всё электричество, все механизмы и прочее, чтобы «Земля замерла» – тогда человечество, возможно, почешет в затылке и призадумается. И вот тут его нужно ловить за мягкое и доступно объяснять, что нужно делать, чтобы больше вот этого плохого и страшного не происходило.
А не поймаешь... и всё опять на круги своя: если сегодня светит солнышко, то можно просто жить.

Апокалипсис вообще идеальный инструмент воспитания. Только нужно, чтобы в него действительно поверили. Никакие спецэффекты на большом экране не помогут, потому что спецэффекты сейчас оценивают по принципу «скока денег вбухали» и «насколько не криво нарисовали».
Фильм, как явление искусства, задаёт вопросы или, вернее, напоминает о самом наболевшем. Ответа он дать не может. Это не дорога, это пинок под зад, указывающий приблизительное направление.
Ножками надо двигать, а не просить гравитационное кресло, как в «ВАЛЛ-И».

«День, когда Земля замерла» вовсе не о том, что человечество не настолько плохое, и не о том, что, если мы все не одумаемся и не изменимся, то наступит мрак и жуть. Это общие места, которые давно уже не воспринимают всерьёз.
Подавать к столу это можно либо серьёзно, либо со стёбом, в фильме в основном первый вариант сервировки, но есть и альтернатива, что надо иметь в виду.
Но разговор не об этом.
«День» ведь и не о том, что столкновение с внеземной цивилизацией может изменить нас. Дудки! Наоборот, чётко показано, что любые чужаки объявляются врагами по знакомой схеме, например, «индейцы – белые колонизаторы», и далее по накатанному.

По сути, «День» – это кавер-версия классической сцены из «Бойцовского клуба»: когда Тайлер Дёрден приставил пистолет к голове продавца в супермаркете и приказал бедняге взяться за учёбу и перестать валять дурака.
Да, с пистолетом у головы мы все становимся другими, вот только далеко не всегда есть объяснение, что именно плохо и что надо исправлять.

Но если осознать, что пистолет есть, что он очень близко, что он заряжен боевыми, а тот, кто нажимает на курок, лишён эмоций как таковых, не говоря уже про сострадание или милосердие, вот тогда можно начинать думать, что не так и что надо исправить.
Про это и снят фильм «День, когда Земля замерла».
Паническая реакция на искусственно-выдуманный трындец, понятна и близка, никто не спорит. Если прилетят нано-мухи и будут всё жрать, мы тоже испугаемся.
А теперь давайте представим то же самое, но без мух. Потому что можно и без мух. Мухи не обязательны. Фигурально выражаясь, они уже летают и всё жрут.
Почему мы тогда такие спокойные?

Каменноликий Клаату, взирающий на окружающий бардак с холодным любопытством энтомолога, это маскирующая сказочка, потому что Клаату ещё можно уговорить, повлиять, продемонстрировать, что он ошибается.
Тот, кто действительно держит палец на курке, никаким уговорам не поддаётся. Ураганы, засухи, химикаты в воде, излучение от радиационных отходов, неизлечимые болезни, голод – это вам не Кеану Ривз, никакие «пожалуйста!» и «я не хочу умирать!» на эти силы не действуют. Сожрут – не подавятся, и дальше полетят.

«День» кажется очень наивным, если забыть о том самом пистолете у виска каждого жителя Земли и если возомнить себя «чистеньким», свободным и от вины, и от наказания.
Да, банально и смешно, когда тётенька учёная умоляет инопланетянина пощадить человечество вообще и её пасынка в частности. Банален и жалок финал, предсказуемый до нервных судорог.
Если оценивать этот фильм как «испытание» и «проверку», то начинаешь соглашаться с Габриэль-Суинтон из «Константина», которая хотела устроить ад на Земле чтобы сделать человечество лучше.
Правильно, Апокалипсисом никого не напугаешь. Разговоры об экологических проблемах вызывают сардоническую усмешку. И даже идея уничтожить человечество кажется избитой и мало волнует. Мол, давно пора бы…

Но это пока кино.
Если по-честному, то любой, кто скажет: «Да, человечество пора уничтожить», – должен пойти и перерезать себе горло. Немедленно. В подтверждение слов. Ну, чтобы не выглядеть сами знаете кем.

Кстати, никто ведь не станет спорить, что объём потребляемые ресурсов на его личную душу превышает пользу от суммарного объёма отходов и той биомассы, которая будет кормить червей? Ну, можно ещё приплюсовать кровь для комаров – погоды не сделает.

Итак, мы давно вне системы, но при этом используем её и по ходу дела разрушаем. И при этом хотим жить. Каждый хочет. До визга.
Вот только почему-то не любим признаваться ни в первом, ни во втором. Наверное, потому что это потребует каких-то действий или хотя бы следующих мыслей.

И если этот фильм никак не затронул… Боюсь, никакие демонстрации приближающихся катастроф ни на кого не повлияют.
То есть наивная мечта в то, что перед лицом приближающейся гибели человечество сделает рывок вперёд и изменится, останется мечтой.
Даже если Апокалипсис в любой его форме будет стучаться в дверь, люди будут продолжать твердить: «Ну, на нашу-то жизнь ещё хватит, не мы – последнее поколение, это будут следующие».

15 декабря 2008 года
© Russell D. Jones
При копировании имя автора и активная ссылка на статью обязательны
≪ СПИСОК СТАТЕЙ ГОСТЕВАЯ