≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ Bounen no Xamdou ВЕРНУТЬСЯ К РЕЦЕНЗИИ ≫
WARNING! СПОЙЛЕРЫ

«BOUNEM NO XAMDOU»

Предыстория рецензии – опыт последовательного анализа
Репутация у этого сериала противоречивая: с одной стороны, великолепная анимация, дизайн и детали a-la «Принцесса Мононоке» и «Навсикая», интереснейший, богатый на детали мир, хороший состав сейю, музыка, опять-таки, весьма на уровне – с другой стороны, рваный и рыхлый сюжет, невнятное раскрытие идей, слабая режиссура. «Смотреть стоит, но не факт, что понравится» и общее разочарование у поклонников студии BONES и вообще любителей фантастики, стимпанка и фэнтези.

За недостатками часто не замечают достоинств, но когда и того, и другого преизрядно, стоит разобраться и присмотреться. С самого начала.

Серии 01-02

Завязка «Bounen no Xamdou» растянулась на целые две серии – определённо, многовато при таком количестве «обещаний» и объёме-26. Количество героев и тематик требует более экономного действия. Уже здесь, в расстановке фигур, можно увидеть, например, умопомрачительное совмещение разных технологий: наравне со знакомой боевой и гражданской техникой (автобусы, грузовики, самоходные установки) – летающее нечто, которое, в свою очередь, подразделяется на вполне обычные для фантастики суда, такие как почтовый «Занбани», и на «новейшие военные корабли Северного правительства», похожие снизу на «яйцо» Чужого, а сверху – на шляпу безумного волшебника.

Ещё есть каяк Накиями – двоюродный брат кораблика Навсикаи, в опенинге представленный как своего рода символ крыльев, свободы и надежды. В эндинге светящийся след от каяка закрепляет смысловое наполнение образа, и если «Занбани» – это очередное воплощение «корабля-дома», то планер главной героини – это душа в поисках спасения.


Возвращаясь к технике: такой разброс, как правило, свидетельствует о сложной структуре мира, что, в общем-то, и подтверждается. Свободная Зона, Северное Правительство, беженцы с Юга, вассальные государства – идеальный состав для фентези-путешествия или политической драмы. Но в первых двух сериях не возникает повода отправляться в странствие, а половина персонажей авансцены – обыкновенные японские школьники с родственниками. Значит, это антураж, декорации, и ответ на вопрос «почему мир такой» будет рассматриваться среди прочих, если вообще попадёт во внимание. Одна надежда на Акиюки – парень определённо обладает талантом вляпываться в неприятности, авось, наткнётся и на это объяснение.

Кстати, о главном герое. Он почти канонический, и ситуация махо-сёнэна «жил-был обыкновенный мальчик – и вдруг у него появился большой робот» в его случае реализована как по нотам (не суть важно, что Кcам'Д – это немного другое). Тут тебе и неуязвимость, и сила, и жертвенность... Однако, есть небольшое, но существенное различие: Акиюки не случайно столкнулся со своей «судьбой», не по рождению и не по воле обстоятельств – он сам дважды пренебрёг доводами рассудка. И он не мог поступить иначе.


Чтобы понять, какие идеи получают своё развитие в завязке «Bounen no Xamdou», следует отступить на шаг назад и посмотреть на окружение главного героя, на тот исторический момент, в котором он живёт. Итак, семнадцать лет назад была война – страшная война, её помнят и боятся возобновления – отсюда режим закрытости на острове Сентан, нарукавные повязки-пропуска у школьников и прочее. Дети, выросшие после войны, по-разному реагируют на угрозу. Например, Фуруити изучает боевые искусства и твердит о том, что нет «победителей» и «побеждённых», но, определённо, себя видит среди первых. И при первых признаках опасности говорит о том, что «каждый спасается сам». Конечно, он помогает раненым, но рисковать собой – совсем другое дело.

В отличие от многих для Акиюки война – это что-то условное. Нет врагов. Нет неправых. А как ещё должен реагировать юноша, чьи родители живут отдельно и практически находятся на грани развода? Вот она, прямо под носом, – война, мелкая, домашняя, между родными людьми, которых он очень любит, и надо лишь ловко лавировать между двумя сторонами, уклоняясь от вражеского огня. Он заботится о матери и следит за её домом, сразу замечая ржавчину в воде. Он заботится об отце, убирает в его доме, стирает и носит обеды, приготовленные, кстати, матерью. Печально, что они не вместе, но нет особой трагедии – надо лишь принимать их выбор как должное и ждать улучшения.

Такой человек не способен увидеть врага в незнакомой девочке. Такой человек легко нарушит установленные взрослыми правила и отдаст свою повязку-пропуск, пуская в школьный автобус чужака. Жизненное пространство Акиюки не распространяется на родной остров – похоже, это вообще весь мир. И как это часто бывает, за подобный оптимизм следует наказание.

С другой стороны, нормально услышать от такого «Я хочу жить!»


Складывается обычная для сериалов подобного рода ситуация: непонятное слово в названии проиллюстрировано и теперь будет объясняться. Кcам'Д – это белый «цыплёнок», в которого превратился Акиюки, унесённый главной героиней №1 (Накиями) на глазах главной героини №2 (Хару).

Судя по реакции Накиями, она не впервые встречается с Кcам'Дами, а значит, проблема глобальная. Кcам'Д – это также и «чудовище», объект для «злобных учёных» и потенциальное оружие для «коварных военных». Логично, что последние появляются под конец завязки. Упомянут «бог для тессиков» – ещё одно объяснение, традиционное для фантастики такого жанра: микс науки, религии и личного мнения главного героя, увязнувшего в проблеме буквально с головой.

Другой вопрос: жанр требует, чтобы «странное создание» играло ключевую роль в нелёгком деле спасения мира. Но миру, судя по всему, нужен не спаситель, а банальный мир и спокойствие.

Преступно легкомысленному и наивному Акиюки предстоит, разумеется, вырасти и набраться ума, чтобы понять: терпения бывает недостаточно. Когда пришла беда, его родители не кинулись друг другу в объятья, заливаясь слезами. Соответственно, сложность и реалистичность обстоятельств, изображённых в «Bounen no Xamdou», количество участников конфликта и затяжной характер войны, вошедшей, кажется, в привычку, – всё это предполагает серьёзный «вывих времени», который не вылечится с размаху, с помощью какого-нибудь чуда.

Похоже, этот сериал действительно «уныл», как о нём отзываются, потому что он слишком «хорошо придуман» для своего жанра. Что тут можно сделать обычными «инструментами»?..


ЗЫ: к одним из условных «недостатков» 1-2 серии следует отнести необычайную ёмкость выданной информации: здесь и попытка кратко охарактеризовать команду «Занбани», и проскальзывающее упоминание Райгё, и конфликт между доктором Канбой и командующим Какису – в пару минут их разговора заархивировано столько, что просто не успеваешь осмыслить.
Собственно, наслаждаться происходящим, полностью понимая, что к чему, можно лишь при пересмотре. Даже первые три серии «Эврики 7» были более спокойными. Как будто здесь переписывали сценарий, изначально написанный для формата-50.

Серии 03-05

Три серии, и почти ничего не происходит.

Содержание ограничивается банальным расширением информации о персонажах, причём это не объяснение того, кто они и зачем они, а простейшее «несколько фактов в довесок уже известному».

Что такое Ксам'Д? Это тот, «кто ищет». Помедитируйте, пожалуйста. Симбиот Харуко, с которым надо наладить отношения. А также одна из модификаций форманоидного оружия, и можно сделать нового Ксам'Д из окаменевшего «трупа».

Акиюки – туповатый парень, реагирующий весьма и весьма стандартно, и пока не получит по башке – не поймёт, в чём дело и кому «спасибо» говорить. И он хочет вернуться домой. Никаями – это значит «Слёз больше не будет». Она из тессиков, т.е. из беженцев, лишённых своей земли. Ишу – вспыльчивая и скорая на расправу. «Писательница кровавой революции». Акшиба – шумный, самоуверенный, хвастливый, влюблён в Накиями. Юндо – строгая матушка. Ам – толстяк «себе на уме». Киселджи – классический старик-механик. Мадам Теншин – мудрая старуха. Дети – хулиганистые, но в меру. И хитрый Роппо...

Стоп. Вообще-то почти всё из вышеперечисленного было понятно по первым двум сериям – в эпизодах, когда появлялась команда «Занбани». Стоит отметить, что это типовые персонажи, для характеристики которых достаточно пары реплик и пары поступков. Настолько же типовая ситуация «новичок на корабле» – её не нужно пережёвывать.


Остальные действующие лица не намного оригинальнее. Командующий Какису Тоджиро устал – это читается в его внешности, движениях, поступках. Ему всё обрыдло. Он не плохой – жизнь такая. Конечно же, у него есть Страшная Тайна: когда-то в битве при Барадоре его спас доктор Риюзо, отец Акиюки.

Тайна, объединяющая двух немолодых мужчин.
Интересно.
И это растянуто на три (!) серии: сначала помощница командующего узнаёт о том, что в инциденте со взрывом пропал сын того самого доктора, потом она тайком приходит к Рюизо, потом его безрезультатно ждут, но уже в пятой серии. Мать моя женщина, но растягивать так интригу – это не значит делать её сильнее, это значит убивать её на корню!

Проблема в том, что и все остальные «новости» точно также размазаны толстым слоем: светловолосая девочка из автобуса, которую объявили погибшей, но которая жива, корабль тессиков и суровый капитан Зейгенд, Онгоро (вылитый дух леса из «Принцессы Мононке»), которого три года растят и не все видят, Джибашири, посланные Санновой и вынимающие Хируко из умерших, Сонцегривая Куджирейка, готовая начать самоубийственную войну...


Есть такой штампо-троп – «ТАИНСТВЕННЫЕ СЛОВА». В «Эврике 7» этого добра было много. Но «Эврика 7» курит в углу. «Bounen no Xamdou» состоит наполовину из таких слов. Для 26 серий это беда.

Очевидно, что при написании сценария слишком много внимания уделили предыстории и миру, но пока что всё время уходит на то, чтобы просто рассказать о том, что придумано: ходячий форманоид изнутри, летающий в полёте, мини-меха, которыми мочат этих тварей... На доске появляется всё больше и больше фигур, а ходить ими пока что некогда.

Трагическая сцена убиения недо-Ксам'Да, сделанного из осиротевшей школьницы, становится форменным издевательством, потому что теперь злобный учёный выглядит как карикатура на штамп, а бедного командующего хочется погладить по головке и дать молочка, чтоб не грустил так сильно.


Итог кошмарен: пять серий одной лишь завязки и два намёка – Накиями может уйти с корабля и вернуться в родную деревню, а Фуруити подумывает о том, что надо записаться в силы самообороны – отряд АСП, на мехах воевать. Акиюки, кажется, медитирует. Наверное.

Диагноз, который можно поставить сему творению, неутешителен: проблема в самом сценарии. Он не конденсирует действие, а напротив, растрачивается на периферийное. Даже если бы мир здесь был проще и беднее, подобная пробуксовка привела бы либо к неоправданной спешке в дальнейшем, либо к примитивизации конфликта. Увы, но лучше всего сюжет здесь проработан в опенинге и эндинге, а не в самих сериях.


Однако, чего нельзя отнять – это того удовольствия, которого получаешь от созерцания этого мира. В детали вложились на все сто, повседневность продумана до мелочей, чего стоят, птицеподобные фигуры Джибашири, неосознанно внушающие ужас. Чай из коричневого риса и ржавые патроны Ишу. Устройство, позволяющее Накиями в воздухе спуститься с планера. И даже таймер для запуска. Сами персонажи – живые и какие-то родные, что ли. И неизменные миядзаковские мотивы при сохранении стилистики BONES. Паропанк-конфетка.

Серии 06-08

Итак, всё проясняется. Нет, Ксам'Д, Хируко, император Хирукен, форманоиды, Саннова и её юные террористы-осеменители по-прежнему покрыты густым туманом неизвестности. Зато понятно, в чём именно проблема с самим сериалом. Здесь нет сюжета.

Сюжет – это всегда решение проблемы. Есть цель и есть препятствия, а главный герой достигает первого и борется со вторым. Сюжетов, как известно, три: военный (победить врага), пространственный (добрать куда надо) и психологический (переродиться). Хорошая история зачастую содержит весь комплект, и в «Bounen no Xamdou» как будто бы присутствует и война, и странствия, и «поиски себя». Но это внешне. На самом деле...


Вокруг Акиюки сюжета нет: ему поставлена задача «понять, чего хочет Ксам'Д», но он её не решает, он просто имеет её в виду, иначе половина действия была бы связана с его мыслями, чувствами, поиском взаимопонимания с Хируко. Однако, что мы видим? К восьмой серии он всё там же, где и в конце первой: в нём сидит некая дрянь, дающая силу, но чреватая окаменеванием, как и раньше, он тянется к Хару и хочет быть дома вместе с родителями. Ну, а Хару, очевидно, любит его.

На три серии растянуто бессмысленное «свидание у перевала Цумебара». На три серии – это уму непостижимо! Причём эта встреча почти ничего не меняет ни в героях, ни в понимании мира, да и сюжетно это ноль без палочки – встреча ради встречи, встретиться, чтобы сказать друг другу что-нибудь бессмысленно-романтичное. И обняться.

Если бы сюжет заключался в том, чтобы «стать прежним и айда домой», для Акиюки было бы логично искать Саннову и просить её «вернуть всё взад», а потом устремиться на Сентан аки Улисс. И если бы сценарист осознавал свой весьма невысокий уровень, он бы выбрал этот примитивный, но веками проверенный квест – в процессе которого, между прочим, очень удобно и мир раскрывать, и объяснять непонятные слова. Увы, но желания главного героя не имеют отношения к его поступкам, и отчаянный и немного глуповатый, но весьма ловкий юноша из первой серии внезапно превратился в послушного работника почтовой службы. И это человек, который наплевал на правила командования и помог чужаку проникнуть в школьный автобус!


Следует отметить и другую странность: Акиюки очень спокойно воспринял, что в нём сидит Хируко (так, кажется, называют этого «симбиота»). Вроде бы нормальным это состояние не назовёшь. И превращения тоже не каждый день случаются. Но парень относится к этой штуку как к какой-нибудь банальной бородавке. Блин, да нормальные люди на скучных вшей и глистов иначе реагируют! Где «вытащите это из меня!», почему нет «эй, ты, как тебя там, Ксам'Д, ты меня слышишь?»

Не каждый день в главном герое сидит боевое нечто (обычно бывает наоборот)... Но перспективное направление осталось неосвоенным. Зато есть растянутое на две серии путешествие на перевал и встреча с осиротевшей девочкой и её некрасивым отцом. Как будто персонажей мало!

В общем, линия Акиюки остаётся коротким отрезком: теперь он благодарит Накиями сразу, а не через сутки. Шикарное развитие характера за восемь серий!


Линия Хару и Фуруити не в лучшем виде: несколько серий назад они собирались поступать водителями мини-мех в подразделение сил самообороны. Поступили. Прошли испытание, неожиданно оказавшееся боевым. Много-много раз Фуруити показал, что он любит Хару, поэтому ненавидит Акиюки, но признаться духу не хватит. Зато хватило духа стукануть.
А Хару как-то связана с Ксам'дами – может их слушать. И видит странную башню с глазом (вот и ещё одна новинка!). И вообще сочувствует, так что «инфицированность» Акиюки ей параллельна. И теперь точно знает, что Фуруити козёл. Всё.

Сюжетом назвать их копания не получается: если бы Хару поставила цель вырваться с острова, то она должна была дезертировать, едва только представилась такая возможность, а шанс был – во время поисков в пещерах. Но она осталась в армии, она не удрала, чтобы дождаться с Акиюки. Всё, что она сделала, это... не подчинилась приказам. За что начальник отвесил ей пощёчину.

Кстати, какой там был приказ? Им приказывали найти пропавшее подразделение – ну, так она и нашла. Фуруити её командир? Нет, такой же, как она, новобранец. Приказа «увидите Ксам'Да – стреляйте на поражение» не было. Чего она сделала не так? Попыталась поговорить и, возможно, привлечь на свою сторону противника.


Истерики Фуруити надоедают, не успев начаться – слишком уж часто он смотрел вслед любимой девушке тоскующими коровьими глазами. Получился очень простой, типизированный персонаж, без намёка на глубину.

Ну, а Хару... Хару отправила свои письма Акиюки ДО того, как отнесла его родителям письмо-доказательство, что их сын жив. Выходит, письма можно писать лишь влюблённым девицам. А вот предкам – ни-ни, только искать и грустить.

В общем, эта линия на сюжет не тянет. Что-то происходит, но особой цели, задачи, направления – не вытекающего из характеристик персонажей – нет.


Война тоже развивается сомнительными путями. Северяне нападают. Сентан готовится к войне. Страшная секретная лаборатория проводит страшные секретные опыты... с целью создать крутое оружие для войны. Тогда зачем все эти действия представлены как нечто за гранью? Оружие – оно должно быть круче, чем у противника. Это правильная цель. Да, могут быть жертвы, но если ничего не делать – жертв будет больше.

Происходит ЧП с беременным Ксам'Дом из метро – самая удачная сцена, жуткая, сильная. Но опять размазанная. Командующий Какису, мчащийся по лестницам с грацией зайчика – это редкий случай, когда действие поднимается до уровня анимации и дизайна. И опять проваливается куда-то в никуда.

Увы, но тяжёлые будни научно-исследовательской лаборатории на сюжет тоже не тянут. И удачные поиски зелёного «камня души» тоже похожи скорее на завязку, чем на развитие. Военным свойственно реагировать на нападения и готовиться к ответному удару. Какого ежа это представлено как преступление против человечности, не понятно, а оно представлено: всю эту бравую компанию постоянно ставят в позицию «слуг дьявола» – жесты, поступки, взгляды...

Эдипов комплекс командующего, начавшего непонятно с какого перепуга поминать через слово мамочку, делает его окончательно жалким. Хочется дать бедолаге заряженный пистолет или пристрелить собственноручно, потому что, ну, мается же человек! Страдает!


Итак, закончилась восьмая серия, но до сих пор невозможно сказать, о чём эта история. А ни о чём. Жили-были. «Bounen no Xamdou» обходится без сюжета, выезжая на деталях проработанного мира и на отлично прописанных персонажах, которые помещены в определённые обстоятельства. Истории, которая бы захватывала, нет, не говоря уже об истории вдохновляющей или трогающей за душу.

Надежда, что положение изменится, ещё есть, слабая-слабая: в ансамбль ввели нового исполнителя. Тот самый Райгё, о котором вспоминали пять серий назад.
Сначала из кустов высовывается «рояль» и цитирует Пятачка: «Ц-ц-ц, кажется, дождь начинается». Потом он спасает главного героя, а позже прямо на мотоцикле врывается на «Занбани».

Есть шанс, что завязка наконец-то закончится. Наверное.


ЗЫ: Примечательно, что в эти три серии намертво «забыли» про тессиков, Джибашири, Саннову, не появлялась мадам Теншин, не было летающих форманоидов – зато была новая модификация ходячего. И ещё – Пользователи Онгоро. С червями, чующими прану.

Чёрт побери, лучше бы они сделали сериал в формате энциклопедии! Намеренно без сюжета – просто одна серия про одно, другая про другое, с голосами, картинками и сценками. Было бы намного лучше!

Серии 09-11

Ни для кого не стало неожиданностью, что основной квази-сюжет про Ксам'Дов даже в 11-й серии пребывает на стадии «страшная тайна». Никто не знает (или не говорит), что это такое, но всем это нужно позарез. Лишь по косвенным намёкам можно составить достаточно условное мнение.

Итак, есть Хируко, штука скорее материальная, чем «духовная», но способная выполнять некую мистическую функцию. Это симбиот, проявляющий себя через других.
Хируко используют для создания форманоидов, причём это чисто военное направление, и технология, как было отмечено, постоянно развивается.
Но есть и противоположное, не-материальное направление: посланники Санновы разбрасывают особым образом «обработанные» семена Хируко – и тогда появляются Ксам'Ды.

Ксам'Ды и форманоиды – явление одного порядка: человек-внутри-биомеха. Форманоидов объединяет оружие – они могут «плеваться» вакуумной взрывчаткой. Судя по всему, только Ксам'Ды могут блокировать эти заряды – остальным приходится уворачиваться.
Упоминалось, что Саннова была в плену или сотрудничала с Северным правительством, а поскольку и на Сентане смогли создать своего форманоида – получается, что эти технологии могут распространяться.

И для форманоидов, и для Ксам'Дов, и для АСП-брони действует принцип «ментального» управления, различия в том, что форманоида контролирует кольцо «на носу», действия Ксам'Да зависят от силы воли и чувство «заражённого», а АСП просто не сдвинется с места при плохом пилоте.
У Хироко есть своя воля, которую надо познать. Райгё за пять лет не смог. Не факт, что это вообще достижимо – как «познание» Бога или достижение абсолютного знания.
Необходимость самоконтроля и вообще мистико-экстрасенсорные возможности людей вполне сочетаются с «темой поисков».


Но это всё лирика. Целостного сюжета всё ещё нет, и появление Райгё ничего не изменило: полторы серии просто про него, полторы – бой с форманоидами.

В принципе, такое построение можно считать «фичёй» сериала – опора идёт не на историю, а на «законы мира». Нет чётко выраженного сюжета – значит, нет и «запрограммированных» ходов.
С другой стороны, каждое новое изменение ситуации подготавливается рассыпанными подсказками – вон про сестричку Хару уже раз пять сказали, значит, «взяли в оборот». Фуруити рвёт жопу – неспроста. Хару продолжает твердить, что Ксам'Д – это человек... Ису сначала обозвали «писательницей кровавой революции», а потом она сама заметила, что «Занбани – не просто почтовый корабль»...


Возможно, то, что нам кажется отсутствием сюжета, является художественным приёмом, при котором важно не пресловутое «спасение мира» и не развитие характеров, а максимально общая картина – поэтому так часто появляются новые реалии и новые персонажи, и поэтому фоном остаётся подготовка к войне и сами боевые действия.

Война и мир – это эпос, а не драма, и уж тем более не меха-сёнэн, сконцентрированный на взрослении очередного ОЯШа. У эпоса свои правила: к примеру, здесь нормально «переключаться» между разными местами. «Занбани», военный на Сентане, семья Хару и семья Акиюки – всё имеет значение.

Если изменить угол обзора и масштаб картины, героем становится история мира, и вот тогда слова о «потерянных воспоминаниях», «горестных воспоминаниях потерявших родину свою» и «что ищет Ксам'Д, к чему он стремится?» обретают иной смысл: они обращены не к отдельным персонажам, а ко «всем», включая и зрителя.


Когда главное в сериале – не приключения-поиски отдельных героев, а масштаб событий, раскрываемый через отдельные истории, тогда в центре оказывается более общие (и потому размытые) вопросы.

В этом случае персонажи и группы действующих лиц важны сами по себе и не подразделяются на главных и второстепенно-вспомогательных – включается «полифония», разноголосица, и понять идею можно лишь тогда, когда слушаешь каждого.


На это же указывает отсутствие чётко выраженного любовного треугольника: Накиями и Акиюки связаны узами спаситель/учитель – спасённый/ученик.
При этом Хару и Акиюки связаны более сильными и сложными чувствами, чем просто первая влюблённость – друзья детства + Хару взяла на себя ответственность за «непутёвого сына» + для Акиюки Хару воплощает мирный и любимый Сентан, родину и дом, по которому он страшно скучает.


Хируко – это «душа» больного мира, разделённая между враждующими сторонами, инструмент для одних, объект спасения для других.

Тессики и Накиями – своего рода болезнь, изъян, который тревожит и ранит всех (отсюда и глубокое презрение к «продавшимся» у сентанца Фуруити), люди без родины, но именно в их руках сосредоточена «магия» Онгоро и управление Хируко.

Хирукен – это уже не враг-антогонист, а одно из проявлений «тёмной стороны мира». Это император в значении «божество» – и у его последователей вполне определённая вера, которой противостоит более миролюбивый и созерцательный Рюикизм, с одной стороны, а с другой – практичность тех, кто просто не может смотреть на гибель мирных жителей.

Саннова – это «жестокая доброта», не случайно её беловолосые «террористы» извиняются перед жертвами. Так надо. В мире что-то не так, его надо «лечить», собирая семена Хируко из мёртвых – и разбрасывая их, чтобы взошли Ксам'Ды.


Каждая из групп – это своего рода «голос» и «воля». Правых нет – Накиями рыдает, Ису нажимает на курок, Райгё, постигающий волю Хируко, шинкует форманоидов.

Показательно, что Хирукен и Северное правительство начинают войну ради войны, остальные – всего лишь реагируют, не стремясь понять мотивов противника, потому что единственный мотив – захват всех земель. Но сражаться надо не только и не столько с Хирукеном...

Серии 12-22

В большинстве историй центр – это судьба персонажа. Есть мир, и герой влияет на него, а события жизни главного персонажа приобретают первостепенное значение. Но бывает наоборот.

Представим, что в основе – судьба мира.
Есть Событие, которое происходит, ну, к примеру, раз в тысячу лет. Гигантский водоворот, в который затягивает всех подряд.
С точки зрения тонущих, плывущих по течению или пытающихся проложить свой курс он не воспринимается как водоворот – это море, порой неспокойное, но чаще всего вообще как бы неподвижное.
Кажется, что ничего особенного не происходит, пока не поднимешься на высоту птичьего полёта – тогда всё выглядит иначе, и по-другому воспринимаются многие вроде бы незначительные приметы и знаки.


В «Bounen no Xamdou» главное – это, упрощая, тёрки-разборки между Санновой и Хирукеном.
Она много лет сеет Хируко, творит Ксам'Дов и готовится к Великому Паломничеству.
Он ждёт в Палате Оживления и посылает свою душу бродить по миру в поисках «врага, который его убьёт».
Они как боги, которым нет дела до людской мелочи. Обоим по крупному счёту плевать, кто там «внизу» копошится.

Тем временем мир изнемогает, переполненный тоской и отчаянием. Ужасно, кошмарно, но что ещё может быть в эпосе? Глобальный перелом – это не цветочки, особенно когда это не жертвы во имя революции, устроенной храбрецами, а «запрограммированная перезагрузка»...


Тем временем персонажи действуют, каждый в зависимости от того, как далеко к центру водоворота его затянуло. В этом смысле показательны шаги командующего Какису: он вообще, по сути, ходячий мертвец, для которого нет места в мире живых. Если бы не доброта (которая бывает чертовски жестокой) доктора Риюзо (а он не мог поступить иначе – доктора лечат всех, кто в этом нуждается)... А ещё есть воспоминания о матери и долг солдата.
Пожалуйста: Какису сделал всё, что от него требовалось как от командующего, а потом исправил старую ошибку руками своего спасителя.

Яркий пример песчинки в жерновах: понятно, что ничего нельзя изменить, «в истории уже записано, что мы военные преступники», ну, так он и стал Злом – ведь все от него этого и ждали!
Если смотреть из Алмазной башни – такая мелочь! Как и всё остальное.


Метания Акиюки настолько же осмысленны: желание вернуться домой расходятся с новым «статусом», поэтому он решает довериться течению, благо его направляет и Саннова (через Азами – Назуну – Хару), и Хирукен (через Сумако).

Это не уникальный юноша. Не спаситель. Это просто один из созданных посланниками Санновы Ксам'Дов, которые как раз и должны собраться у Палаты Оживления, шесть тысяч человек ради них и собрались.

Личные проблемы Акиюки, его крохотная жизнь, мечты, надежды – в те же жернова. Извини, но никого Там не волнует, что ты строил другие планы на тот день и все последующие дни.

Поэтому таким проходным кажется (и изображается) его и Хару взаимное чувство. Если бы это была история про мальчика и девочку, этому бы уделили 50% действия. Но здесь это лишь ещё одна жертва, поэтому так спокойно воспринимают они признания друг друга: без обмороков и воплей радости.
Я тебя люблю, ты меня любишь, а теперь пошли, потому что нас послали.

Через что они прошли – не важно, и превращение Фуруити – плохо, но не вселенская трагедия. На фоне того, что происходит в мире, это всё – ерунда. Важные для них события, но ведь Хару всё равно послушно ведёт Акиюки непонятно куда непонятно зачем.
Здесь нет идеи «давай убежим вместе и будем жить счастливо». Правила другие.


Показателен Амау – город «лишь для людей, потерянных во времени». Если видеть в «Bounen no Xamdou» историю-путешествие или, тем паче, меха-сёнэнское взросление главгера, то Амау – это, практически, филер, пустышка.

В действительности же это аналог «сада вечной весны» в путешествии Герды – способ остановить движение, замереть, и вот тогда станет понятно, как быстро бежит вода.

И ещё в Амау становится понятно, что «всё взаимосвязано» и от глобальной грандиозности не спрятаться – найдут.


Водоворот никого не пощадит, никто не имеет право сказать: «Меня это не касается».

Кого-то, как осиротевшую команду «Занбани», выбросило на берег.
Кто-то, как Ису и Райгё, прекрасно чувствует «к чему всё идёт»: эти двое решают взбунтоваться. Поэтому к ним вполне подходит название «революционеры» – они же не Йохороги, чтобы ждать Ксам'Да и просить о смерти, дабы очистить этот мир!

Есть ещё тессики и Куджирейка, которая хочет «уйти красиво» – тоже своего рода бунт, правда, самоубийственный... Но ведь отказаться от жизни, дабы очистить мир – не самая свежая идея в мире «Bounen no Xamdou»!


Впрочем, водоворот – не единственная метафора. Можно ещё вспомнить про сбор урожая, благо мотивы «семян», «сеяния» и «цветения» охватывают сериал с первых серий.

Тогда становится ещё интереснее: тема семян и плодов вообще не предполагает гуманности и жалости, поскольку семена умирают, чтобы прорасти, а плоды срывают ради новых семян.

Так что бессмысленно ждать жалости к героям или сочувствия. Здесь «прекрасная встреча в небе» и так кстати прорезавшиеся крылья – лишь один из эпизодов в дороге, которая ведёт, так или иначе, к смерти. И трогательные объятия помирившихся родителей – почти издевка, ведь сын этого не видит и не знает...


Прояснилось главное: чтобы создать мощное противоформаноидное оружие для южан, доктору Канбе нужна тоскующая душа – девочка-сирота или Мидори (калека, потерявшая маму).
Чтобы создать Ксам'Да и «вживить» Хируко, необходимо особое состояние человека.

Имя «Позабывший невзгоды» или «Беды непомнящий» означает, что состояние тоски, грусти, отчаяния является определяющим.
Мир болен – как в «Наусике» или «Эврике», только там индивидуальное эмоциональное состояние персонажей не играло такой важной роли. Здесь – да.
Здесь постоянный «поиск» Хируко, неизбывная печаль, пустота (на троне и в сердцах), агрессивная империя, управляемая чудовищем, добрая старушка, посылающая детей на смерть.

«Так вот как устроен мир?! Хреново он устроен! Я не хочу, чтобы ради меня кто-то умирал!» – мнение отдельного человека. Но мир именно так и устроен.
Другое дело, что он, этот мир, стоит на пороге важного события. И возможно, здесь можно что-то исправить...
Но это ведь не вернёт Фуруити и многих других, не так ли?

РЕЦЕНЗИЯ


18- мая 2009 года
© Russell D. Jones
При копировании текста имя автора обязательно
≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ ГОСТЕВАЯ