≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ ОБЗОРНЫЙ ДОКЛАД НА ГЛАВНУЮ ≫
Доклад был прочитан на конвенте «ИНТЕРПРЕССКОН / БАЛТКОН – 2009» 1-го мая 2009 года и сопровождался показом слайдов.

«ФАНТАСТИКА В АНИМЕ – ЖАНР ИЛИ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРИЁМ?»

тезисы доклада
ВСТУПЛЕНИЕ
Словом «аниме» называют всю мультипликацию, сделанную в Японии. При всём своём сюжетном и графическом разнообразии, аниме отличается от мультипликации других стран характерными признаками, связанными с культурными традициями Японии и обусловленными историей развития этого вида национального искусства.

Прежде чем говорить о фантастике в аниме, следует вспомнить об этих особенностях.

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ АНИМЕ КАК ВИДА ИСКУССТВА
Первые японские мультфильмы появились в 1917-м году, демонстрировались в кинотеатрах, и были в основном детскими или комедийными. В период своего зарождения японская анимация испытывала сильное влияние диснеевских мультфильмов (например, «большие глаза» в облике персонажей), но в целом развитие определялось важным фактором – мангой.

Визуальные образы занимают в культуре Японии особое место. Можно сказать, что для японцев «картинки» – это не иллюстрации, дополняющие текст, а такой же информационный носитель, как и слова. Следует отметить, что мангу не совсем правильно называть «японским комиксом»: у неё другая история и более разнообразная аудитория.

Манга распространена широко, среди читателей всех возрастов – поэтому наряду с развлекательной или образовательной мангой существует манга, в которой затрагиваются социальные и философские темы.

Именно в манге были разработаны графические приёмы, сюжетные штампы и типы характеров, «унаследованные» аниме. Зрители, для которых снимается аниме, знакомы как с символикой цвета и «условными обозначениями» эмоций, так и с некоторой «запрограммированностью» сюжета, обусловленной теми или иными типами главного героя.

Вслед за мангой аниме подразделяется на возрастные категории: детское, для подростков (12-18 лет: сёнэн для юношей, сёдзё для девушек) и для взрослых.
Но это не единственно деление – аниме делится по жанрам (как в кинематографе и литературе), по стилям повествования, по типологии сюжета, по психологии героев, по наличию и детализации сексуальных сцен и также по стилю рисования: от подчёркнуто «мультяшной» до предельно реалистичной.
Очевидно: чем более развито то или иное искусство, тем больше внутри него возможностей – как для зрителей, так и для авторов.

Следует отметить, что нередко даже в предназначенных для подростков произведениях большое внимание уделяется философской и идеологической составляющим и в тематике преобладают «взрослые мотивы» – поэтому аудитория ряда произведений не всегда строго соответствует той категории, для которой они были сняты.

Есть и другие особенности, например, преобладание сериалов (12-13, 24-26 серий и больше). Сериальная структура даёт широкие возможности для развития сюжетных линий и позволяет в полной мере раскрыть характеры персонажей.

Значительная часть аниме снимается по манге, романам или ранобэ (коротким романам с иллюстрациями), благодаря чему распространены законченные, проработанные сюжеты. Впрочем, хватает сериалов, в которых каждая серия – отдельный сюжет, объединённый общим героем. Также распространена структура, при которой несколько серий объединяются сюжетно в одну арку, при этом параллельно развивается основной сюжет произведения.

Аниме – это продукт развитой индустрии, в которой наравне с крупными студиями существуют небольшие студии и экспериментальные проекты. За годы развития аниме накоплен значительный опыт режиссёров, художников, дизайнеров персонажей и дизайнеров техники, композиторов и сценаристов.
Следует отметить, что персонажей в аниме озвучивают профессиональные актёры озвучки – сэйю, которые проходят обучение в специализированных школах. Поэтому предпочтительно смотреть аниме с субтитрами – ведь каждый образ выстраивается не только с помощью графики и сценария, но также благодаря голосу такого актёра.

В целом, несмотря на изрядную долю коммерциализации и ориентированность на требования рынка, аниме существует по тем же законам, что и другие современные виды искусства: наравне с коммерческими продуктами создаются «независимые», авторские произведения, так что и здесь работает закон: 90% «шлака» + 10% стоящих, достойных вещей.

ФАНТАСТИКА В АНИМЕ
1. Доля фантастики в аниме

Несмотря на упомянутые особенности и разножанровость, для обычного русского зрителя аниме ассоциируется прежде всего с гигантскими боевыми роботами («Robotech»), девочками-волшебницами («Sailor Moon») и странными существами («Pokemon»).

Причина легко объяснима: то аниме, которое попадает в Россию, как правило, проходит предварительный отбор американскими отаку, либо действует отбор рынка, и опять-таки американского. Там в аниме любят и ценят то, чего нет в американской анимации или кино.

Русскому зрителю также известны школьные комедии, исторические боевики про самураев и, разумеется, продукты разной степени эротичности.
Спортивное аниме, детективы, «мыльные оперы» и комедии гораздо реже удостаиваются внимания не-японцев.

Сами же японские студии, осведомлённые о таком внимании, в последнее десятилетие нередко ориентируются на европейского зрителя и создают произведения, где японского – только озвучка героев.
С другой стороны, нельзя отрицать влияния американской фантастики на авторов манги, романистов и сценаристов.

Таким образом, фантастика в аниме зачастую содержит в себе гораздо меньше явного национального колорита, а по глобальности поднятых идей ничем не уступает классикам НФ и социальной фантастики.

2. Особенности аниме-фантастики: сёнэн

Фантастика в большинстве случаев (но не обязательно) входит в категорию сёнэн-аниме, которое снимают, ориентируясь на вкусы и предпочтения мужской аудитории 12-18 лет.
Представительницам прекрасного пола подобное тоже интересно, и хватает произведений, рассчитанных на зрителей «обоих полов». Тем не менее «ориентация на вкусы юношей» очевидна, тем более, что в аудиторию сёнэна входят и студенты, и взрослые.

Условно «сёнэн» можно перевести как «аниме взросления». Наиболее известные представители: «Dragonball», «Naruto», «Bleach», «One Piece».

В аниме этой возрастной (и половой) категории сюжет отличается динамизмом, здесь больше юмора и боевых сцен, в центре внимания – темы мужской дружбы, соперничества, постижения «законов жизни». Главный персонаж – мужского пола 14-16 лет, за время развития действия он успевает измениться, повзрослеть, научиться иначе смотреть на мир.

Однако, это не значит, что вся фантастика – сёнэн. Как правило, к этой категории относится боевая и космическая фантастика. С другой стороны, в проходных аниме-сериалах категории сэнэн нередко используются элементы фантастики, без серьёзной проработки присущих фантастике идей.

3. Особенности аниме-фантастики: меха

Значительную долю «аниме взросления» составляют сериалы и фильмы, в которых важное место занимают меха – боевые человекообразные роботы. Меха-аниме нередко выделяют в метажанр, однако к настоящему времени меха стали своего рода традицией, и могут играть как сюжетообразующую роль, так и просто быть фантастическим элементом (как в сериале «Code Geass» 2006-2008) или вовсе объектом пародирования («FLCL» 2000).

Меха – это человекообразный робот, которым, как правило, управляет находящийся внутри пилот. По «законам жанра» этот пилот – подросток, так что в классических своих проявлениях меха-аниме является квинтэссенцией сёнэна: история о подростке, который внезапно (благодаря роботу) обрёл сверхчеловеческие возможности и оказался в центре знаменательных событий, и должен спасти мир.

Меха-аниме весьма популярно, например «Mobile Suit Gundam» насчитывает около пятидесяти фильмов и сериалов, которые снимались с 1979-й и по 2008-й год. Во вселенной GUNDAMов обращает на себя внимание реалистичность политики, проработанность боёв, сложный психологизм взаимоотношений героев – в целом это не меха-сёнэн, а развитая космоопера со множеством ответвлений сюжета.
В 1982-м году вышел первый сериал вселенной «Super Dimensional Fortress Macross» – примечательно, что вначале он был пародийный, но со временем «выправился» до серьёзной драмы, которая вмещала бои в космосе, обязательный романтический треугольник и музыку, которая играет решающую роль во всех сериалах и фильмах «Macross».
«Neon Genesis Evangelion» (1995) – другой известный меха-сериал, он оперирует сложными философскими идеями и сосредоточен на психологических проблемах – как отдельных людей, так и всего человечества.

В настоящее время наличие меха в аниме-фантастике нередко пародируют – сами «механизмы», сюжет и героев. Однако пародирование этого поджанра нередко сочетается с социальным или философским контекстом в произведении, как например, в сериале «GUN x SWORD» (2005).

4. Особенности аниме-фантастики: фансервис

Фансервис – это наличие в аниме элементов, призванных максимально удовлетворять вкусам и потребностям зрителей. Буквальный перевод «обслуживание фанатов» вполне раскрывает суть этого явления.

Поскольку основная аудитория – подростки и юноши, оголение «приличных» участков женского тела также стало отличительной традицией аниме-фантастики: героини нередко расхаживают в купальникообразных костюмах, хотя никаких объективных причин для такого оголения нет.

Однако, подобные одеяния не обязательно являются указанием на сексуальный подтекст: в аниме довольно строго следят за рейтингом. Для эротических сцен существует «категория» этти и хентай, которые, в свою очередь, нередко заимствуют фантастический антураж.

Если подчёркнутая эротичность женских персонажей – отличительная черта «аниме для юношей», то «аниме для девушек» удовлетворяет вкусы своей аудитории иначе: здесь уже мужских персонажей делают если не женоподобными, то достаточно миловидными, большое внимание уделяется агнсту, а сюжет изобилует романтикой и трагичными ситуациями.

Далеко не каждое аниме отличается такой направленностью, но она чувствуется во многих сериалах.
Есть и другие проявления фансервиса: злоупотребление штампами, самоцитирование, бесконечные продолжения вселенных и так далее.

Фантастический элемент и фантастические жанры в аниме
В отличие от кино, аниме, строго говоря, не содержит реалистичных элементов (здесь всё нарисовано), поэтому не стоит причислять к фантастическим элементам частые случаи гиперболизации и графические приёмы передачи эмоций и настроения.

Фантастический элемент в аниме – это присутствие в сюжете заведомо выдуманных, сказочных, мистических или фантастических ситуаций, а также наличие фантастических персонажей. При этом сам сюжет может быть вполне реалистичным, а главные герои заняты решением житейских или возрастных проблем. Фантастический элемент играет здесь развлекательную или комедийную роль. Проще говоря, если убрать фантастику – будет скучнее, но по сути ничего не изменится.

Фантастический жанр включает в себя обязательно наличие фантастических допущений, которые выполняют сюжетообразующую роль. Т.е. без фантастики или мистики описанная история невозможна, причём идея произведения опирается на эти фантастические допущения.

Разумеется, далеко не всегда можно провести строгую границу, много случаев намеренного смешения. Но мы попытаемся выделить закономерности использования фантастического элемента в аниме – и проявления жанра (в широком смысле этого слова) аниме-фантастики.

ВИДЫ (ЖАНРЫ) АНИМЕ-ФАНТАСТИКИ
Многие произведения аниме-фантастики трудно отнести к какому-то определённому жанру: они могут сочетать в себе характерные особенности и проблематику разных жанров.

Приведённое ниже деление даёт возможность проанализировать несколько важных моментов.
Во-первых, мы попытаемся разобраться, насколько аниме-фантастика соответствует тому жанровому и тематическому делению, которое существует в западной литературе и киноискусстве.
Во-вторых, рассмотрим, насколько развиты фантастические жанры в аниме.

Таким образом, мы попробуем разобраться, какое место занимают фантастические допущения и можно ли вообще говорить, что фантастика – один из жанров аниме, а не художественный приём, обусловленный в первую очередь требованиями рынка.

Научно-космическая фантастика:
Как и литературный западный аналог, НФ в аниме-фантастике чаще всего связана с темой освоения космоса, с будущим человечества и с развитием технологий.
Следует отметить, что при создании произведений этого жанра значительное внимание уделяется проработке технической стороны вопроса, как сюжетно, так и визуально, да и в целом техника занимает важное место в произведениях.

«Planetes» – яркий представитель чистой НФ: история о буднях сотрудников отдела по уборке космического мусора. Сериал отличается выраженным стремлением к реализму, причём не только в изображении невесомости и связанных с нею проблем: например, вступительный ролик в каждой серии кратко пересказывает историю мировой космонавтики.
«Kurau: Phantom Memory» – здесь на первое место выходит поиск того, что является человечностью. Под непривычным углом раскрывается тема контакта человека с существами иного мира: это и попытки сосуществовать, и желание вообще игнорировать какие- либо различия. Также значительное внимание уделяется теме ответственности учёных за свои изобретения – одна из центральных тем аниме-фантастики.
«Battle Fairy Yukikaze» – переосмысление идей лемовского «Соляриса» сочетается в этом коротком сериале с мотивами едва ли не мистического единения человека и машины – «умного» истребителя «Юкикадзе». История обращает на себя внимание уникальной даже для аниме-фантастики детальной проработкой военной техники. Но на первом месте здесь не бои в воздухе, а философская составляющая.
«Eureka Seven Psalms of Planets» (2004) – ещё один интересный пример реализации темы контакта разных цивилизаций, но уже скорее с позиции мифа – не случайно «Золотая ветвь» Фрэзера занимает ключевое место в сюжете. Кроме того, это яркий пример того, что меха-фантастика категории сёнэн может отличаться и продуманным миром, и глубокими характерами героев, и серьёзным вниманием к темам НФ – и при этом оставаться приключенческой историей.

Космоопера:
Отличаясь масштабностью сражений и проработкой политики, космоопера концентрируется, с одной стороны, на характерах персонажей, с другой, нередко ставит более глобальные вопросы, чем это может себе позволить традиционная НФ: в «Toward the Terra» (2007) значительное внимание уделено проблемам человечности и того, способны ли люди выжить без войн и разрушений окружающего пространства.
Другие примеры: «Tytania» (2008) и цикл «Legend of Galactic Heroes» (1988-1999) – принадлежат перу Танака Ёсики. Ранее упомянутый «ГАНДАМ» также относится к этому поджанру «чистой» фантастики.

Приключенческая фантастика:
Однако, космос и плоды прогресса далеко не всегда играют решающую роль. В сюжете произведений поджанра приключенческой фантастики нередко присутствуют разнообразные фантастические элементы – но скорее как антураж или средство сделать действие более динамичным.
«Cowboy Bebop» (1998) – классика жанра, знаменитый нуар-детектив о приключениях бесшабашной команды «охотников за головами» в далёком будущем. «Heat Guy J» (2002) – оптимистический нуар о юном детективе и его напарнике-роботе.
«Nijuu-Mensou no Musume» (2008) также опирается на опыт предшественников и цитирует наиболее удачные ходы из детективной и приключенческой классики. Здесь показано не будущее, а, скорее, альтернативное прошлое 60-х годов XX века, также затронута тема ответственности учёных за свои изобретения.
В «Gorgeous Tango: The Mars Daybreak» (2004) пираты на Марсе, покрытом водой, подводные лодки и спутники слежения, поиск сокровищ, непрекращающиеся погони и схватки, живописная команда и благородные враги – пример развлекательного сериала, не обременённого сложными идеями.

Комедийная фантастика:
К приключенческой фантастике весьма близка фантастика комедийная. Безусловно, доля юмора присутствует во многих произведениях жанра, но кое-где этот юмор буквально зашкаливает, особенно в сериалах про пришельцев – разноцветных лягушкообразных, как в «Keroro Gunso» (2004), инопланетян-иммигрантов и преступников как в «Tetsuwan Birdy Decode» (2008) и попросту несносных из «Those Obnoxious Aliens» (1981).

Постапокалипсис:
В произведениях, где описан мир накануне, во время или после вселенской катастрофы, фантастические допущения играют ключевую роль, а перед героями встаёт вопрос «как жить дальше» – решение дано в традиционно гуманистическом ключе.

Примеры такой фантастики разнообразны, а сюжет нередко включает в себя проблематику других жанров: фильм «Akira» (1988) раскрывает тему всесилия и создания супер-человека, в «A Wind Named Amnesia» (1980) показан мир людей, лишённых памяти, «Kaze no Tani no Nausicaa» (1984), «Blue Submarine #6» (1998) и «Origin: Spirits of the Past» (2006) затрагивают вопросы экологии, в меха-сёнэне «Neon Genesis Evangelion» (1995) анализируется возможное развитие человечества, в мистико-философском «Wolf's Rain» (2003) волки ищут обещанный рай. Наравне с изображением мрачного, гниющего на глазах мира, такого как в «Casshern Sins» (2008, римейк 1973), встречаются картины светлого будущего, со спокойным принятием произошедших изменений, один из примеров – «Yokohama Kaidashi Kikou» (2002).

Киберпанк и роботы:
В литературе тема кибернетического разума была великолепно раскрыта Айзеком Азимовым, а в киберпанке она получила второе рождение. В аниме-фантастике попытки найти ответ на вопросы «что есть человек, память, душа» зачастую реализуются в двойном сочетании: человек, чей разум путешествует по сети, – и робот, чей разум занят самопознанием.
Наиболее яркий представитель жанра – «Ghost in the Shell» по манге Сиро Масамунэ: «Призрак в доспехах» (1995, фильм),«Призрак в доспехах: Синдром одиночки» (2002, 52 серии), «Призрак в доспехах 2: Невинность» (2004, фильм). «Serial Experiments Lain» (1998) сосредоточен на исследовании возможностей компьютера. «Dennou Coil» (2007) соединяет мистический сюжет поисков умершего с историями о детях, живущих одновременно в виртуальном и реальном пространстве. В «Real Drive – Sennou Chousashitsu» (2008) кибер-глубины уподобляются морю.

Но роботы – это не обязательно чистая фантастика. В аниме проблемы искусственного разума могут стать фантастическим элементом, позволяющим выстроить фансервисную историю про мужчину-хозяина и девушку-робота: молодой человек становится опекуном прелестного создания, потерявшего память, и в отношения главных героев закрадывается что-то патологическое. При этом тема «поиска человечности и души» развивается примерно по тем же законам, что и в более серьезных представителях жанра. Примеры таких произведений: «Gunslinger Girl» (2003), «Chobits» (2002), «She, The Ultimate Weapon» (2002).

Социальная фантастика – избранные и суперлюди:
Один из методов «исследования человека и общества» заключается в создании людей с суперспособностями – выводы делаются на основе сравнительного анализа, и здесь, безусловно, фантастические допущения занимают центральное место, а вот сюжеты могут быть самыми разнообразными. Детективный «Monster» (2004) повествует о противостоянии доктора, отличающегося экстраординарной гуманностью, и его полной противоположности – молодом преступнике, лишённом каких-либо моральных устоев. В «Darker than Black» (2007) контракторы, подобные людям-Х из американских комиксов, живут в мире, который не знает об их существовании. В «Bokurano» (2007), лишь внешне похожем на меха-сёнэн, подростки на гигантском роботе спасают Землю, вот только, вопреки традиции, герои лишены возможности увидеть результат своих трудов. В мистико-философском «X» (1992) сражение магов из двух противоборствующих групп призвано решить, у кого будет будущее – у человечества или у Земли и природы? Произведений этого жанра довольно много, и, как правило, в них ставятся сложные, подчас неразрешимые вопросы.

Альтернативная история:
В отличии от литературных «альтернативок», в аниме-фантастике подкорректированная реальность является лишь удобной основой для построения того или иного сюжета, который сосредоточен на взаимоотношениях героев, как в фильме «Beyond the Clouds, The Promised Place» (2004), но чаще всего «альтернативная история» позволяет сделать действие более захватывающим, как в «Code Geass» (2006).

Путешествия во времени:
Парадоксы, возникающие в фантастике «темпоральных прыжков», и в целом возможности и опасности такого явления в аниме рассматриваются по-разному: могут лежать в основе сюжета, как в фильме «Toki wo Kakeru Shojo» (2006), похожем чем-то на сказку «Цветик-семицветик», только с более трагичным и взрослым финалом, или в военном «Zipang» (2004), близком к «альтернативной истории». Но нередко это лишь часть общей истории, и зачастую не серьёзный, а скорее комедийный элемент – как, например, в «Samurai Champloo» (2004).

Философско-пародийная фантастика:
Графические возможности аниме позволяют создавать очевидно несерьёзный мир, и при этом наполнять его серьёзным содержанием. На такое сочетание несочетаемых элементов также влияет традиция ориентироваться на широкого зрителя, ждущего от аниме захватывающего интересного сюжета, – но и не забывать про тех, кто не прочь поразмышлять. Антураж вестерна, смешанного с НФ и меха, присутствует в сериалах «Trigun» (1998) и «GUN x SWORD» (2005), однако поднятые там вопросы никак нельзя назвать лёгкими. Издевательско-пародийный и нарочито «несерьёзный» «Tengen Toppa Gurren-Lagann» (2007) посвящён проблемам развития человеческой цивилизации и того несокрушимого и подчас глупого упрямства, которое позволяет выжить в самых сложных ситуациях, и позволяет двигаться вперёд. Внешне школьная комедия «The Melancholy of Haruhi Suzumiya» (2006) связана с проблемами «устройства мира» – и устройством отдельной человеческой жизни.

Философская фантастика:
Нередко аниме-фантастика полностью посвящена философским вопросам – вбирая в себя наработки других жанров, такие произведения играют со зрителем в своего рода интеллектуальную игру, требуя внимания и вдумчивого просмотра. Нередко используется притчевая форма повествования – и создаются истории, которые надо истолковывать самому: например, «Kino no Tabi» (2003) и «Haibane Renmei» (2002). В «Ergo Proxy» (2006) затронута тематика апокалипсиса и киберпанка, но это также постмодернисткое произведение, вобравшее в себя цитаты из известных философов, поэтов, художников и фильмов. «Kaiba» (2008) представляет собой примечательное сочетание подчёркнуто «детской» графики – и сложного идейного наполнения, причём здесь нашлось место и для киберпанка, и для космической фантастики, и даже для детектива. Стоит отметить, что многие произведения этого жанра кроме притчевой формы обращаются к структуре «роуд-муви»: сюжеты отдельных серий соединены путешествием главного героя, который находится в поиске своей памяти, души, или чего-то столь же трудноопределяемого.
К философской, философско-комедийной и экспериментальной арт-фантастике относятся многие короткометражки студии Studio 4°C.

Фантастические аниме-экранизации:
Фантастика становится антуражем в экранизациях известных произведений: основной сюжет почти не меняется, но действие переносится либо в далёкое будящее пятого тысячелетия, как в «Gankutsuou: The Count of Monte Cristo» (2004), или в мир фэнтези с элементами стимпанка, как в «Akira Kurosawa's Samurai 7» (2004) или «Romeo x Juliet» (2007).

Стимпанк:
Поджанр стимпанка в аниме тесно связан с фэнтези – нередки случаи создания мира, где кроме принцесс и драконов есть разнообразные самодвижущиеся и летающие механизмы.
«Laputa: The Castle in the Sky» (1986) ближе к собственно стимпанку, как и «Last Exile» (2003), в котором разработаны разнообразные виды летающей техники.
В «Fullmetal Alchemist» (2003) технологии отходят на второй план, главное здесь – алхимия и связанные с ней «законы», поиск философского камня и попытки исправить ошибки прошлого. В целом же стимпанк, как и в кино, не более, чем элемент антуража, основное внимание уделяется развитию действия и приключениям героев, а проблематика произведений приближена к научной или социальной фантастике.

Фэнтези:
фэнтези в аниме-фантастике подразделяется на несколько «видов» – стоит отметить, такое же деление существует и в литературе, и в кино. Это скорее приключенческая фантастика, но здесь также могут решаться философские вопросы – неслучайно в лучших своих проявлениях аниме-фэнтези всегда находится на стыке разных жанров.

В первую очередь следует отметить так называемые «истории о путешествиях» – в мире, подобном Древнему Китаю, как в «The Twelve Kingdoms» (2002), или в неком усреднённом мире фэнтези, как в «Weathering Continent» (1992).
Экологические и социальные темы реализованы в известной картине Хаяо Миядзаки «Princess Mononoke» (1997).
«Moribito: Guardian of the Spirit» (2007) обращает на себя внимание отличной проработкой как боевой части, так и общего строения мира, выстроенного под влиянием истории Японии и Китая. Фильм «Stranger - Mukoh Hadan» (2007) ближе к историческому фэнтези, но использованное здесь фантастическое, или, вернее сказать, магическое допущение напрямую связано с общей идеей произведения.

Кроме того, существует группа боевого фэнтези, где самое главное – сражения между людьми и схватки людей с чудовищами. Самые яркие представители – «Ninja Scroll» (1993) и «Berserk» (1997).

В аниме-фэнтези значительное место занимают миры, выстроенные по западному образцу: в экранизации романа Урсулы Ле Гуин «Ged Senki: Tales from Earthsea» (2006) или в оригинальном «Vision of Escaflowne» (1996) с элементами стимпанка, в сериале «Scrapped Princess» (2003), где соединилась научная фантастика и магия, или в «Bounen no Xamdou» (2008), который можно причислить и к фэнтези, и к стимпанку, и к меха-фантастике.

Разумеется, не обходится без комедийного фэнтези – такого, как «The Slayers» (1995), насчитывающего уже пятнадцать сериалов и фильмов.

Мистические детективы:
Испытывая заметное влияние как японского фольклора, так и западных образцов типа «Секретных материалов», аниме породило примечательный жанр мистического детектива. Проявляется он по-разному, хотя общая структура расследований и описаний странных созданий сохраняется неизменной. «Descendants of Darkness» (2000) соединяет мистику и медицину, расследование ведут два миловидных синигами (бог смерти в японской фантастике). В «Pet Shop of Horrors» (1999) действие концентрируется вокруг загадочного магазина домашних животных, причём в амплуа мудрого следователя – хозяин магазина по имени «Д», а роль простофили исполняет детектив полиции. «Boogiepop Phantom» (2000) разрабатывает тему городских легенд и представляет собой смесь мистики, ужасов и социальной фантастики. «Ghost Hunt» (2006) ближе к клону «Полтергейста» и других сериалов о расследовании странных происшествий.

Особняком стоит нашумевший «Death Note» (2007) – на протяжении всего сюжета расследуется лишь одно «дело», наравне с детективами свою сеть плетёт и сам преступник, движимый идеей сделать мир лучше.

Нередко такие детективы переносят в прошлое, и тогда изучаются поступки традиционных сказочных персонажей японских сказок и легенд: в комедийном «Tactics» (2004) маг-этнограф работает на пару с «прирученным» демоном, в философско-социальном «Mushishi» (2005) расследование ведёт бродячий «специалист», в «Mononoke TV» (2007) загадочный Аптекарь разоблачает людские пороки. (этот сериал также примечателен яркой экспериментаторской стилизацией под японскую живопись).

В целом же жанр мистического детектива, как и его фольклорные предшественники, посвящён человеческим слабостям, наказаниям за ошибки и человеческой природе в целом.

Мистика – вампиры и чудовища:
Есть и другой вид мистического аниме – более развлекательный, близкий к боевой фантастике или ужасам: «Karas» (2005), «Darkside Blues» (1994), «Vampire Hunter D: Bloodlust» (2001). Стоит отметить, что в мистическом аниме зачастую высокие технологии соединяются с древней магией, а в качестве основы используются миры и сюжеты других жанров – например, постапокалипсиса.

Вампиры в аниме переселились из западной мистики – и отлично обжились: «Vampire Princess Miyu» (1997), «Trinity Blood» (2005) и другие сериалы по-разному обыгрывают образ романтических и зловредных кровососов.
Наравне с обычными чудовищами появляются и зомби – как в экранизации шутера «Gungrave» (2003).

Впрочем, и философские темы находят себе место в аниме-мистике, например, в короткометражке Studio 4°C «Comedy» (2002), соединяющей фэнтези, мистику и боевик.

Как и в других жанрах, после развития основных идей и тем появляются пародии, основанные на штампах, известный представитель – «Hellsing» (2001 + 2006 римейк), где действую вампиры, зомби, католическая церковь и нацисты.
В «Baccano!» (2007) действие переносится в стилизованную Америку времён сухого закона и гангстеров, и это один из лучших представителей комедийно-приключенческой мистики.

Можно также вспомнить вызывающе экспериментаторский «Kemonozume» (2006), отличающийся необычным дизайном и нетривиальным переосмыслением штампов и сюжетов мистического боевика.

Фантастика и абсурдность бытия:
В аниме-фантастике можно выделить группу произведений, в которых фантастические элементы осознанно используются как «инструмент» – но не для развлечения публики, а, напротив, для того, чтобы иметь возможность иначе, под другим углом взглянуть на реальность. Гротеск здесь становится методом, объект же, как и в другой серьёзной фантастике – человек и общество.
К таким произведениям относится фильм Studio 4°C «Mind Game» (2004) – сюрреалистическое путешествие человека, который получил шанс на жизнь после смерти и возможность исправить свои ошибки. «Abenobashi Magical Shopping District» (2002) – одновременно пародийный и глубоко психологичный.

В этом же «поджанре» творит мастер «вывернутой реальности» Сатоси Кон: «Paprika» (2006), «Paranoia Agent» (2004) и другие его работы, которые подчас невозможно пересказать и в которых исследуется человеческое подсознание.

Сказка:
Кроме «детского» аниме, с упрощённым сюжетом «для самых маленьких», есть группа сказок, обращённых к зрителям любых возрастов. Это знаменитые на весь мир фильмы Хаяо Миядзаки: «My Neighbor Totoro» (1988), «Kiki's Delivery Service» (1989), «Spirited Away» (2001), «Howl's Moving Castle» (2004) и другие. Их можно назвать «философскими», но, пожалуй, теперь уже можно с полным основанием говорить о «жанре Миядзаки», тем более, что его работы неизменно попадают в список «смотреть в первую очередь».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как в кинематографе и литературе, фантастика в аниме является живым, пластичным, постоянно развивающимся жанром, впитывающим новые веяния и реагирующим не только на запросы рынка, но также и на изменения в обществе.

«Твёрдая», серьёзная фантастика (будь она НФ, фэнтези или мистикой) появляется по известным закономерностям: когда авторы работают над идейной составляющей произведения, стараются выразить свои мысли, затронуть те или иные сложные идеи.
Если же главное – создать лёгкий, развлекательный, коммерчески успешный проект, тогда множатся штампы, а фантастика становится необязательным элементом, своего рода «приправой».
Строго в рамках жанра работают, как правило, ремесленники. Чем талантливее, профессиональнее и смелее группа создателей – тем больше жанров будет вбирать в себя сериал или фильм.

12 мая 2009 года
© Russell D. Jones
При копировании текста имя автора обязательно
≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ ГОСТЕВАЯ