Источники и причалы  


За кулисами «Детей серого ветра» - 3

Кроме исполнительницы заказа и заказчицы был и третий… нет, не участник. Объект. Не живой — хотя, о степени влияния книги, которую ты пишешь, многим есть, что вспомнить. Как и о степени влияния «недочитанной-потому-что-недописанной» книги на читателя, которому она понравилась.

Это больше, чем идея, значимей, чем перспективы. Это нечто уже существующее, но при этом находящееся в процессе становления. И тебя грызёт желание узнать, что будет дальше, распутать коллизии с персонажами, заглянуть в то будущее, где будут ответы хотя бы на часть заданных вопросов… Просила бы я дописывать, если бы знала всю подоплёку, если бы осознавала суть происходящего?

Могу только сказать, что если я когда-нибудь снова окажусь в ситуации, где я захочу продолжение, а творец скажет «я больше не могу», я заткнусь. Как бы обидно мне ни было. Вспомню, как уже было, и отойду.

А вот чего я точно не буду обещать, что я смогу безошибочно определить, что именно происходит. Потому что это непросто. Даже если уточнять, кто что делает в том проекте, который мне представят как «совместный». Никаких гарантий.

Например, далеко не сразу я выяснила, что заказчица предоставляла по договорённости куски текста и даже проработанную линию персонажа, которого потом пришлось безжалостно удалять. Потому что они были написаны третьей участницей. При этом совместная работа этой третьей с самой исполнительницей была взаимно невозможна. И когда всё всплыло, последовал скандал. Не единственный.

Приходилось тратить время на многократное просеивание романа в поисках таких кусков, которые писали на самом деле другие люди, не подозревающие, в чём они участвуют. Молчу про чужие посты, которые были брошены в общий котёл под оправдание «это же в сети, значит всехнее». Навык «обратиться к автору поста, спросить разрешение на использование, обозначить указание авторства и поставить ссылку» заказчице был недоступен.

Вообще отношение заказчицы к такой незамысловатой штуке как авторское право требует отдельного расследования, которое я не потяну. Но видела я достаточно, чтобы оторопеть.

Сколько же сил ушло на исправление, вычищение, уточнение изначально негодного! Хуже, чем не уметь, это не уметь, но имитировать умение и прибегать ко всем возможным формам лжи, мошенничества и отговорок, чтобы замаскировать свои нулевые скиллы. Как верно заметили, «минусовая эффективность».

Летом 2018-го прозвучал ультиматум от исполнительницы: либо заказчица уходит из проекта, либо никакого продолжения не будет. А теперь представьте, каково удалять из рабочего процесса человека, который бьётся в истерике от того, что такая важная книга останется недописанной, но при этом фактически не даёт работать над ней. Не просто не делает свою часть — мешает тем, кто работает.

(c) Russell D. Jones


≪≪≪ ИСТОЧНИКИ И ПРИЧАЛЫ