ANIME-NEKO REVIEW  
КОШКИ-ДЕМОНЫ
Жанр кайдан – рассказы о приведениях и сверхъестественных существах – пользовался большой популярностью. Склонность японцев к каталогизированию всего и вся породила множество списков, где перечислялся внешний вид и способности чудовищ. Бакенэко упомянуты во многих – есть они и в энциклопедии фантастических существ Торияма Сэкиэна «Сто тварей на ночном параде».
anime-neko
Торияма Сэкиэн – нэкомата.
«Сто тварей на ночном параде» (ок. 1776)
Считалось, что кошки превращаются в магических существ на 13-м году жизни, или когда их вес больше 3,75 кг, или если у них длинный хвост.
anime-neko
Некомата играет на сямисене (а сямисены обтягивали кошачьей кожей)
Признаков «демонизации» кошки несколько: раздвоенный хвост, умение ходить на задних лапах, обретение речи и другое очеловечивание, вплоть до превращения в получеловека-полузверя.

С этим поверьем, а также с уважительным отношением к мышам и крысам как покровителям богатства, связано выведение бесхвостой породы кошек.
anime-neko
Утагава Куниёси (вверху и внизу)
anime-neko
Большой вес как признак чудовища стал причиной появления огромных кошек: это второй «вид» бакенэко, нередко обыгрываемый художниками укиё-э, а, позднее – в манге и аниме.
anime-neko
Следует учесть, что у кошек в Японии, впрочем, как и у людей, не было возможности разжиреть. Колокольчик на шее, поводок, короткий хвост – мышей не наловишься, а богатых хозяев, способных раскормить кота, было перечёт. Вдобавок в Японии было почти не развито животноводство, и молоко отсутствовало в рационе.
И как тут разжиреть? Разве что при помощи сверхъестественных сил!..
anime-neko
Каванабэ Кёсай
В последней трети XIX века и позднее в творчестве японских художников всё больше чувствовалось влияние западных традиций, сюжетов и образов. Но и манга, и аниме, особенно Ayakashi и Mononoke TV, успешно продолжали японские традиций ужасного.
anime-neko
Утагава Куниёси «Снежные забавы» (триптих).
neko
 

Ёсифудзи Утагава (1828-1887)

Ученик Утагавы Куниёси, унаследовавший от мастера любовь к кошкам.
Он даже сделал свой вариант «кошачьих станций».
anime-neko
Ёсифудзи Утагава же прославился в жанре асоби-э – «изображение игры». Гравюры этого жанра развивали воображение, и нередко их целью было удивить зрителя. С этой задачей как нельзя лучше справлялась гравюра «Ведьма-кот», которая отсылала к творчеству итальянского живописца Арчимбольдо (ок. 1527-1593), известного своими портретами-аллегориями, в которых лицо складывалось из различных предметов.
anime-neko
anime-neko
neko
Сведение: Russell D. Jones
  neko