≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ Batman Begins НА ГЛАВНУЮ ≫
«cекрет фокуса», «cиндром престижа» и другие писательско-литературные тараканы

«БЭТМЭН: НАЧАЛО»

2005
Режиссёр: Кристофер Нолан
Сценарий: Дэвид С. Гойер
В ролях: Кристиан Бэйл, Майкл Кейн, Лайам Нисон, Гари Олдман, Морган Фриман, Рутгер Хауэр
Не знаю, как у кого, а у меня Бэтмен ассоциируется с костюмным комиксовым трэшем. Ярко, броско, безумно и местами нелепо. Прикольно, но пересматривать не тянет.

К счастью, в версии Нолана этого почти нет. Я не фанат, чтобы смаковать, насколько точно или не точно фильм совпал с комиксом и предыдущими экранизациями. Нолан снял фильм о страхе, прекрасно поигрался с этой идеей и не забыл однозначно намекнуть, что раздвоение личности – это всегда болезнь. Даже в фееричном Готэме это ненормально. И когда в финале фильма появляется фрик, разбрасывающий всюду карты с джокерами – то вполне естественно свести его с другим фриком, который по части мышей.

Брюс Уэйн – это человек, которого сильно ударили по голове. Он хороший, но и мышу понятно, что, как ни крути, он не более чем придурошный мститель, которого лишь хорошее воспитание удерживает от того, чтобы не начать мстить всем миру. Ну, Уэйн решил мстить преступникам. В примитивной реальности Готэма, где хороших легко и просто отличить от плохих, делать это легко и просто. Отделяем овец от козлов… простите, козлищ – и понеслось.

Есть в фильме хороший момент, когда молодой Уэйн собирается собственноручно пристрелить убийцу своих родителей, отсидевшего в тюряге лет 10. Причём по нервной физиономии «мстителя» понятно, что если шанс представиться – он будет полчаса объяснять присутствующим, что и зачем он делает, может быть, даже расплачется в конце. И не факт, что нажмёт на курок. Обиженный на весь мир идеалист. Ути-пути.

А потом – «я в преступники пойду, пусть меня научат». Он долго и старательно выпускал из себя «тёмную половину», чтобы в ответственный момент обнаружить, что всё равно червячок гуманности никуда не делся, и просто так взять и убить он не может. Для этого надо провести не черту или канаву, а пропасть прокопать между добрым-бесполезным – и злым, но очень функциональным. Стать страхом страха и т.д. и т.п. А костюм человека-летучей мыши – это не для преступников, а для себя-того-который-добрый. Чтобы не срасталось.

Преступников можно испугать любой маской – хоть Пугала. Главное, действовать при этом надо жёстко и беспощадно, карать так, чтоб не прочихались, а у страха-то глаза велики, любой образ доведут до уровня монстра. А вот светлая сторона, которая сомневается и мешает, которая не приспособлена для такого рода занятий – для контроля над этой светлой стороной нужно её напугать. Из её страха восстанет тёмная половина, альтер-эго – тогда, в пещере, окружённый мышами, Уэйн становился другим, и даже не человеком. Потому что так проще. «Это не я – это он». Знакомая отмазка.

Атрибуты и инструменты пришли позднее. Маска – всегда рама для картины или зеркала. Важно почувствовать то, что происходит внутри. Вот как раз само «превращение» изобразили прекрасно. В самом деле – начало всего. Начало лица-в маске. Начало скользкого и крутого красавчика и богача.

Смотреть это безобразие надо с установкой на «экранизацию комикса». Люди-символы и герои-знаки, кукольный театр, где у каждого «актёра» своё амплуа. Нолан попытался сыграть на этом инструменте свою пьесу, и у него получилось. Зная особенности такого «вида» искусства, могу отметить, что получилось великолепно. Он взял проект, который успели опошлить так, что тот стал чисто трэшем – и сделал из него что-то вроде притчи. Профессиональная проверка, которую Нолан прошёл блестяще. Респект.

13 февраля 2007 года
© Russell D. Jones
При копировании имя автора и активная ссылка на статью обязательны
≪ СПИСОК РЕЦЕНЗИЙ ГОСТЕВАЯ